Газета №16 (0814) / 26 апреля 2007 г.
СИРОТ ОБОКРАЛИ
Социальный проездной, которым не без оснований так гордится ижевская горадминистрация, поскольку больше нигде по всей Удмуртии такого «подарка» местным пенсионерам нет, как оказалось, компенсируется не всем получателям пенсий. Хотя это всегда подчеркивалось особо - все, кто имеет право на тот или иной вид пенсии, купят проездной по льготной цене, а затраченные на это деньги им вернет бюджет.
Так оно по большей части и происходит – пенсионеру выдают 150 рублей (сейчас), на них покупается единый проездной. Только вот с некоторыми получателями пенсии по потере кормильца вышла какая-то закавыка. Вот что рассказала корреспонденту «Д» Лариса Шустова. Двое ее сыновей, студент и школьник, получают пенсии как раз «по потере кормильца» (муж Ларисы умер несколько лет назад). Начиная с февраля 2005 года, оба сына исправно покупали сначала в киосках, затем на почте льготные проездные билеты. Никаких претензий к ним за 2 года и 3 месяца у сотрудников почты не было – предъявили пенсионное вместе с паспортом, заплатили, получили проездной. Но в марте продать им социальный проездной отказались, сказав, что им нужно пойти в райотдел соцзащиты (собес) и получить там справку.
В соцзащите, куда обратилась семья Шустовых, сказали, что да, они получали проездной «неправильно», так как не было ими написано заявление. Вот теперь его напишите, и с апреля покупайте на законных основаниях. Только обойдя с десяток кабинетов (и наслушавшись там хамства), Лариса Вениаминовна догадалась проверить по сберкнижкам, куда перечисляются оба пособия на ее сыновей. Снимая деньги с книжки по электронной карте, они просто не догадались хоть раз проверить, а идут ли им эти 150 «городских» рублей? Оказалось, что нет - не идут. И ни разу не шли.
Ей теперь говорят – сама, мол, виновата. Заявительный принцип! Нет заявления – нет компенсации! А когда же вы мне сказали, что я должна была написать заявление? Разве я бы отказалась его написать? Ей отвечают – «В средствах массовой информации!» Так верните мне деньги, которые мы, оказывается, платили из своих средств, покупая проездные – говорит Лариса Шустова. Нет, ваш поезд ушел – отвечают ей.
Возможно, требование написать заявление само по себе вполне законное, но уж больно несвоевременное – неужели надо было два с лишним года ждать, чтобы предупредить людей о необходимости этой бумажки? И не стало ли оно следствием необходимости прикрыть какие-то «нестыковки» в финансовых потоках? Ведь, по логике вещей, если фамилии двух конкретных сирот были в списках, значит, можно предположить, что компенсация на них была предусмотрена. Но если она до них не доходила, стало быть, она все это время где-то «оседала». Только по этим двум вполне достоверным фактам «дисконт» составил почти 8000 тысяч рублей. А если «выпала» целая категория граждан, то на сколько же надо умножить данную цифру? На мой официальный запрос в управление соцзащиты администрации города мне ответила начальник управления Ирина Галина:
- Категория получателей пенсии «по потере кормильца» действительно должна была прийти и написать заявление на получение компенсации стоимости социального проездного. В отличие от обычных пенсионеров, на них («по потере кормильца») у нас не было базы данных. Мы ежемесячно делаем заявку на количество получателей этой выплаты (ЕДВ на компенсацию проезда в городском общественном транспорте). Если человек не приходит в течение определенного времени, эти выплаты снимаются совсем. Если есть карточка, значит, деньги на получателя заказаны. Но если они не были востребованы, эти деньги возвращаются к нам как неиспользованные. Такие возвраты нам почта делает ежемесячно.
Ирина Владимировна категорически отвергла предположение, что не дошедшие до конкретных братьев Шустовых ЕДВ могли где-то «осесть». Однако из ее комментария все равно следует, что раз почта этот билет им продавала, значит, и карточка на них была. Тогда почему не шли перечисления? Или – куда они шли, если не попадали на их счет?
Ирина Галина обещала разобраться со случаем Шустовых. Точно так же отнеслись к проблеме Шустовых и в Удмуртском управлении ФПС (Федеральной почтовой службы). Там Ларисе Вениаминовне предложили подойти к руководителю отдела продаж непочтовых услуг с документами, подтверждающими право на приобретение социального проездного билета. Обещали разобраться…
В Удмуртском управлении ФПС (Федеральной почтовой службы) Ларисе Вениаминовне предложили обратиться к руководителю отдела продаж непочтовых услуг. Но разбирательства по сути не получилось.
Как нам сообщила Лариса Шустова, переговорив с соцзащитой и почтовой службой, оба ведомства практически устранились, обвинив самих получателей в нерасторопности. Шустова намерена взыскать невыплаченные ее детям ЕДВ через суд.