Президенту России было за что благодарить Приезидента Татарстана. Фото пресс-службы Администрации Президента РоссииМинистр регионального развития Владимир Яковлев, отвечающий за жилищную политику в стране, сообщил, что только признанные долги в системе ЖКХ составляют уже 300 миллиардов рублей. Выход министр видит в переходе к ТСЖ, но сам же и отметил, что из 77 процентов приватизированных в стране квартир в товарищества собственников жилья (ТСЖ) объединились только 7% собственников. «Люди боятся, - сказал Яковлев, - что в случае создания ТСЖ капремонт домов им придется оплачивать из своего кармана». Мэр Москвы Юрий Лужков предложил принять ряд нормативных актов, направленных на поддержку ТСЖ, главным образом для упрощения порядка регистрации (платежи за землю, оформительские процедуры) и налоговым льготам, в частности, для освобождения сроком не менее чем на пять лет от налога на прибыль (в качестве таковой сегодня рассматривается даже сбор средств на капитальный ремонт) и НДС. Заботу о решении проблемы капремонта жилых домов, по мнению мэра столицы, должны взять на себя федеральный центр и регионы, а не население. Особенно если учесть, что стоимость капремонта в рядовой пятиэтажке равняется 20-25 процентам от исходной стоимости самого дома. Президент Чувашии Николай Федоров напомнил, что в 2006 году была фактически свернута подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». Федоров предложил возобновить ее действие на условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов. Обстоятельней всех выступал президент Татарстана Минтимер Шаймиев, возглавляющий Рабочую группу Госсовета по проблемам жилищной политики. Статистические данные, которые он привел, оказались просто убийственны. «Практически треть населения страны с доходами от 4,5 до 8 тысяч рублей в месяц на человека, - сказал Шаймиев, - несмотря на все предпринимаемые меры, сможет обеспечить себя квартирой по минимальным стандартам (площадью 54 кв.м) только если будет полностью направлять все свои доходы на погашение ее стоимости в течение 6 лет. Как и на что они будут существовать? Как будут оплачивать текущие жилищно-коммунальные платежи? Не ограничиваем ли мы их конституционные права?» Тем более не смогут улучшить свои жилищные условия еще 29% населения, получающие менее 4,5 тыс. рублей на человека в месяц. Этим людям весьма сложно оплачивать в полном объеме даже текущие жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, Шаймиев фактически признал, что двум третям населения страны при сохранении прежней политики властей в жилищной сфере ничего не светит. Изменить ситуацию может принятие федеральной программы строительства жилья, передаваемого малообеспеченным гражданам на условиях социального найма. Проблему финансирования капитального ремонта президент Татарстана предлагает решать «вскладчину» - за счет субсидий государства, с одной стороны, и средств объединений собственников жилья, с другой. Но при этом должна учитываться степень износа конструктивных элементов дома - чем больше износ, тем больше доля государственного бюджета. Объемы финансирования при этом должны определяться на основе специальных утвержденных государственных стандартов капитального ремонта. Чтобы жители охотнее шли на софинанирование капремонта, Шаймиев предложил такие меры как льготы по подоходному налогу, государственные гарантии по банковским займам, частичная компенсация процентных ставок и дополнительные субсидии на оплату платежей малообеспеченным гражданам. Предлагая от имени Рабочей группы принять подпрограмму «Модернизация и капитальный ремонт жилищного фонда, ликвидация ветхого и аварийного жилья» и апробировать в течение 2007-2008 годов на пилотных регионах, Минтимер Шаймиев, как обычно, не удержался, чтобы в очередной раз не пролоббировать интересы своего региона: «Республика Татарстан готова начать у себя реализацию данного проекта, так как мы уже разработали аналогичную программу». Шаймиев, впрочем, имел все основания и для такой вольности и на критику политики федерального правительства в жилищном вопросе. Татарстан в этой сфере – пожалуй, самый успешный субъект Российской Федерации, за исключением, может, Москвы. Именно татарстанский опыт лег в основу доклада Шаймиева. За семь последних лет в республике фактически ликвидировано ветхое жилье. Порядка 50 тысяч семей получило бесплатные квартиры. В позапрошлом году 6 тысяч квартир отдано молодым семьям и бюджетникам под 7% годовых на 27,5 лет. В этом году по социальной ипотеке получат квартиры еще порядка 8,5 тысячи семей молодых и бюджетников, а в 2008-м намечен рубеж - 10 тысяч квартир в год. Президент Путин эти успехи Татарстана обозначил уже при открытии заседания президиума Госсовета РФ, заметив, что вот «наконец мы дошли до вопросов «жилищных контор» и видим, что в Казани система работает как надо, хотя ничего принципиально не известного ранее здесь не изобрели - просто наладили дело». Возможно, этот скрытый упрек Путина главам менее успешных регионов дошел и до президента Удмуртии Александра Волкова, тоже участвовавшего в заседании. Следов какой-либо активности удмуртского президента на президиуме ни в федеральных, ни в удмуртских СМИ обнаружить не удалось. В репортаже первого канала он мелькнул в кадре молчаливо сидящим рядом с московским мэром, а на официальном сайте Удмуртской Республики тема казанского заседания президиума Госсовета так и осталась представлена лишь унылым анонсом о том, Волков примет в нем участие. Причины такой скромности Александра Волкова понятны. В отличие от Татарстана, где темпы жилищного строительства составляют до полутора миллиона кв. метров в год, Удмуртия, возглавляемая двумя профессиональными строителями - президентом Волковым и премьером Юрием Питкевичем, лишь в 2006 году с трудом подобралась к рубежу 400 тысяч кв. метров, причем большая часть – это вклад индивидуального жилищного строительства граждан. Если в Казани стоимость одного кв. метра составляет 16-18 тысяч рублей, то в Ижевске уже зашкаливает за 45 тысяч. Но причины такого положения вещей удмуртские руководители упорно видят не в собственной, а исключительно в федеральной политике. На встрече 15 декабря со своим однопартийцем по «Единой России», председателем Федерации профсоюзов УР Евгением Орловым, глава правительства Юрий Питкевич заявил буквально следующее: «Если б не было национального проекта по жилью, то мы построили бы больше и жилье было бы дешевле. Единственный национальный проект, который не продуман, бестолковый и толку от него нет. Никакой помощи ни в отношении сетей, ни на коммуникации». При этом премьер Питкевич, видимо, забыл о том, что огромные средства возглавляемым им правительством направляются не на подготовку инженерных сетей и коммуникаций, а на строительство престижных дорогостоящих объектов – собор, цирк, зоопарк, Дом дружбы и т.д. (чего стоит один только цирк, обошедшийся в один миллиард 138 миллионов рублей). В итоге в городах Удмуртии отсутствуют подготовленные строительные площадки, на которых строительным компаниям было выгодно возводить дешевое жилье. Низкие темпы строительства привели к тому, что 85 процентов из выданных в прошлом году в республике четырех миллиардов рублей ушли на покупку жилья на вторичном рынке, взвинтив цены в Ижевске в полтора раза. Но вернемся к итогам казанского заседания. В печать уже просочилась информация, что высокопоставленные чиновники правительства России (в первую очередь - Минфина) уже дали отрицательные заключения на большинство предложений, выработанных рабочей группой президиума Госсовета РФ. Если такая позиция в ближайшее время не будет подвергнута корректировке, остается надеяться только на общее развитие политической ситуации в стране, связанной с выборами. Сегодня уже очевидно, что большинство политических партий, в том числе и обе «партии власти», готовы включать в свои выборные программы требования протестного движения, в течение последних лет в защиту жилищных прав граждан. Как и предсказывалось, политический маятник пошел влево. Задача протестного движения – закрепить это направление.
О бараках и мерседесах
Спор о том, где взять деньги на строительство и содержание домов, все время крутился вокруг позиции главы МЭРТа Германа Грефа. На третьем часу заседания министр предельно откровенно ответил губернаторам: «Мы не сможем помогать всем не потому, что я плохой. Я не вижу, что это наш приоритет. Это ваш приоритет, у нас инфраструктура, порты, мосты, федеральные дороги. Нельзя в таких условиях развивать экономику». Президент приоритеты министра подкорректировал: — Конечно, порты, аэропорты, дороги, прочая инфраструктура крайне важны для развития страны, для ее будущего. Но мы не можем допустить, чтобы кто-то по хорошим дорогам ездил на «мерседесах», а кто-то прозябал в бараке, который разваливается на глазах. Губернаторам, тем не менее, Путин посоветовал наладить контакт с правительством и посчитать собственные деньги: «Надо учитывать доходы регионов, они ведь тоже растут». — Государство должно полностью уйти из сферы оказания жилищных услуг. Можно ли представить, что мэр Лондона, Нью-Йорка, Парижа отвечал бы за ремонт парадной? А у нас во всем виноваты власти, — жаловалась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. — Можно, — однозначно ответил на вопрос Путин. — Пока не наладим нормальную работу, будем отвечать за это, и никто с нас этой ответственности не снимет.
Известия