фотоПомнится, что окончательно я не выдержал и расстался с «Волкодавом» примерно на странице эдак 50-й или, может, сотой, после того как по какому-то там бережку пошли мертвяки, которые были убиты главным героем ранее и еще тогда успели мне надоесть. Бывает такого сорта «литература», которую можно читать, хотя бы пропуская страниц по 10-15. «Волкодав», по моему мнению, даже на это не годился. Так что бурную рекламную кампанию к выходу фильма Николая Лебедева «Волкодав» («премьере года»!) я воспринял даже с некоторым энтузиазмом: все-таки привык дочитывать (или хотя бы пролистывать) начатые книги, а тут вот потерпел поражение, так, может, хоть киноверсией восполню пробел, размышлял я, не может же целый жанр (то бишь «славянское фэнтези») быть совсем уж пустышкой, читают же люди и масса поклонников есть… Фильм оказался лучше книги в том смысле, что до его окончания я досидел в кинозале без особых проблем. Хотя, если уж откровенно, - чепуха полная. Начинается фильм со сцены геноцида одной небольшой деревеньки, в которой живет род Серых Псов. Там всех жестоко и как-то тупо, непонятно зачем, даже без особого энтузиазма, убивают, да еще и сжигают все постройки, ничего даже не разграбив. В следующем эпизоде единственный выживший сын кузнеца по кличке Волкодав в отместку убивает одного из руководителей кровавых убийц по кличке Людоед и сжигает его замок. Однако потом попутно выясняется, что жив еще другой лидер убийц – Жадоба - и к концу фильма его тоже надо будет убить. И так сходится, что Жадоба, оказывается, хочет взять в плен княжескую дочку (кнесинку) Елень, потому как только ее кровь позволит ему открыть Небесные Врата и освободить от каменных оков богиню зла Морану, а именно к этой самой кнесинке устроился телохранителем Волкодав. Такая вот унылая схема, практически более ничем не расцвеченная. Я, например, теоретически допускаю, за что можно любить жанр фэнтези. Наверное, за причудливые выдуманные миры, в которых есть что-то от настоящей истории и что-то из эпоса, мифов, легенд и добавлено что-то еще свое, уникальное, от автора, в результате чего получается по сути какая-то большая игра, которая и фантазию будит и в которую не только детям, но и взрослым интересно сыграть. «Волкодав» предлагает нам голую схему, из которой выпирают навязшие в зубах голливудские штампы и образы. Главный злодей фильма Жадоба весь фильм ходит в шлеме, мало чем отличающимся от шлема Дарта Вейдера из «Звездных войн», и говорит соответственно замогильным голосом. А у Волкодава в конце, во время сражения с ожившей Мораной, каким-то образом оказывается в руке световой меч джедаев, только высотой до самого неба. Про частые совпадения с «Братством кольца» даже говорить не хочется. Отношения Волкодава с кнесинкой Елень карикатурно напоминают отношения героев Кевина Кестнера и Уитни Хьюстон из фильма «Телохранитель». Только, конечно, Кестнер обаятельный, а Волкодав в исполнении Александра Бухарова что-то невыразимо скучное – ходит весь фильм с меланхоличным выражением лица, всем помогает, машет мечом и еще время от времени вступает в своем сознании в эзотерический контакт с какой-то пожилой женщиной по имени Мать Кендарат. Теоретически расцветить образ Волкодава, наверное, должна была прирученная им летучая мышь, которая весь фильм сидит у него на плече. Но мышь эта - само по себе существо достаточно противное и оттого обаяния Волкодаву не прибавляет. Зато она вроде чеховского ружья, которое весь спектакль висит на стене и когда-то все равно должно выстрелить. Что и происходит в финальном, кажется, сражении, когда она в ответственный момент кусает противника Волкодава в глаз и тем самым спасает своего хозяина от верной погибели. Хотя впрочем, у летучей мыши есть еще одна важная функция – в самом «хэппи энде» она хватает волшебный кусок то ли пергамента, то ли дерева со священными письменами, которые позволили открыть Небесные врата, и летит с ним куда-то ввысь. Непонятно только, почему этот самый пергамент воплощен создателями фильма в форме стельки из-под обуви. Зато это, наверное, действительно единственный сильный и оригинальный образ во всем фильме: летучая мышь, летящая под величественную музыку к солнцу со стелькой в зубах…
ШЕДЕВРЫ ЧЕШСКОГО КИНО Впервые в Ижевске
Традиционный «Фестиваль фестивалей» ижевского киноклуба, каждый сезон представляющий зрителям подборку лучшего авторского кино европейских стран, открывается в первый месяц нового года программой «Шедевры чешского кино» (17-21 января).

Большая часть этой программы была показана Музеем кино в Москве минувшей осенью и вызвала большой резонанс среди настоящих ценителей кинематографа. В ней представлены ранние фильмы признанных мэтров мирового кино Веры Хитиловой и Милоша Формана, отмеченные легкостью и изяществом стиля, тонким юмором и изысканностью режиссерской манеры. А настоящим открытием для публики станут работы пока еще неизвестного у нас чешского авангардного классика Яна Немеца. Его картины отмечены призами крупных международных фестивалей, но к показу в Чехии не были допущены вплоть до начала 90-х. В новом сезоне киноклуб уделяет особое внимание короткометражному кино, и в программе чешского фестиваля лучшие работы в жанре короткого метра демонстрируются как перед началом основного фильма, так и на специальном субботнем сеансе. «Фестиваль фестивалей» продолжится в феврале программой финского кино. В его рамках состоится визит в Ижевск советника по культуре посольства Финляндии в России. А в марте пройдет традиционный фестиваль нового кино Франции. ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ 17 января, среда, к/т «Дружба», 20.00 (первые 100 билетов в предварительной продаже 60 ру, остальные и в день сеанса 100 ру.) ТЬМА – СВЕТ – ТЬМА реж. Ян Шванкмайер, 1989, 8 мин. Человеческое тело пытается воссоздать себя из различных своих частей, наваленных в небольшом помещении. После множества вариантов ему, возможно, удастся разобраться, где должен находиться тот или иной орган… Спецприз жюри Международного кинофестиваля в Кракове (1990), почетное упоминание на Берлинском международном кинофестивале (1990). МАРГАРИТКИ реж. Вера Хитилова, 1966, 69 мин. Повествование о жизни двух девушек с характерными именами Мария I и Мария II, попавших, по словам режиссёра, «в заколдованный круг псевдоотношений и псевдоценностей, что неизбежно приводит к пустоте жизненных форм, к позе, демонстрирующей испорченность или псевдосчастье». 18 января, четверг, к/т «Дружба», 18.40 (первые 100 билетов в предварительной продаже 60 ру, остальные и в день сеанса 100 ру.) CURRICULUM VITAE реж. Павел Коутски, 1986, 9 мин. Этот рисованный фильм можно охарактеризовать как «инвентаризацию» школьного образования, которую мысленно проводит герой фильма, заполняя анкету. Лучший короткометражный фильм на Берлинском международном кинофестивале (1987). О ПРАЗДНЕСТВЕ И ГОСТЯХ реж. Ян Немец, 1966, 71 мин. Фильм снят в необычной форме – якобы аутентичной фиксации одного пикника. Группа из семи человек приглашена на праздник к одному неназванному высокопоставленному лицу. По дороге в лесу на них нападает отряд охраны, которым командует дерзкий, инфантильный и коварный Рудольф. Гости поразительно легко принимают унижения, а потом со льстивой вежливостью соглашаются с тем, что это была всего лишь шутка… Тогдашний президент Чехословакии Антонин Новотны обнаружил в фильме оскорбление своей личности, что сыграло свою роль в дальнейшей судьбе режиссёра. 19 января, пятница, к/т «Аврора», 18.00 (предварительная продажа 40 ру, в день сеанса 60 ру.) НЕФТЯКИ реж. Ян Сверак, 1988, 20 мин. Фиктивный документ об открытии и изучении особого вида животных – нефтяков, которые якобы живут в северной Чехии, питаются углем и любят выхлопные газы… Приз на Мюнхенском международном фестивале киношкол (1988). АЛМАЗЫ НОЧИ реж. Ян Немец, 1964, 63 мин. Двое еврейских парней бегут из «поезда смерти»… Переживания преследуемых жертв ярко переданы не только игрой актеров, но и «лихорадочной» композицией эмоционально напряженных сцен. Созданный автором с поистине сюрреалистическим вдохновением, фильм гипнотически воздействует на зрителя. Гран-при в Мангейме (1964), премия ФИПРЕССИ в Пезаро (1965) и другие призы на международных кинофестивалях. 20 января, суббота, к/т «Аврора», 16.00 (предварительная продажа 40 ру, в день сеанса 60 ру.) ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ, 80 мин. Лучшие работы чешских гениев, в том числе и знаменитого сюрреалиста-аниматора Яна Шванкмайера вошли в золотой фонд мирового кинематографа и впервые демонстрируются в Ижевске. 21 января, воскресенье, к/т «Аврора», 16.00 (предварительная продажа 40 ру, в день сеанса 60 ру.) ЛЮБОВНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЛОНДИНКИ реж. Милош Форман, 1965, 100 мин. В этом раннем черно-белом шедевре всемирно известного режиссера есть и фирменный формановский юмор и стиль, и шарм, и легкое дыхание импровизации. Абсурдная в своей жизненности трагикомедия о наивности, иллюзиях и несчастной любви разворачивается в «городе невест», куда вместо молодых военных переводят полк резервистов. Директор фабрики сродни гуманному сутенеру подсаживает возрастных лысеющих солдат в очках за столик к скромным фабричным блондинкам...