фотоОбобщенный макет и более детальные сопутствующие проекты зданий, недавно демонстрировавшиеся на инвестиционной выставке в Сочи (ее посетил президент России Владимир Путин и министр экономразвития России Герман Греф) были разработаны архитектурной мастерской Сергея Макарова (Ижевск) в сотрудничестве с «фабрикой архитектуры» Д.Михайлова «32 декабря» (Санкт-Петербург). В обсуждении проекта принял участие известный московский зодчий М.Хазанов (автор проектов правительственных зданий Москвы и Московской области). При встречах с ижевскими архитекторами, властями города и республики Хазанов постоянно говорил о необходимости такта современной архитектуры перед деревянной архитектурой Ижевска, которую здесь не ценят. У Хазанова буквально загорелись глаза, когда среди банальных проектов, набивших оскомину, он увидел проект деревянной слободки оружейников. Петербургской группе «32 декабря», которую властям Удмуртии порекомендовал министр экономразвития России Герман Греф, недовольный безликостью и невнятностью центра Ижевска, понравилась идея контраста механической «Петропавловки» и «деревенского Петербурга». Питерцы сразу же зацепились за разработку мастерской Макарова - за образ ижевской островной «Петропавловской крепости», стоящей, как и в Петербурге, как раз против местного «Адмиралтейства». А конкретнее – за намывной остров с условным названием «остров Вахрушев» - в форме четких и граненых крепостных бастионов, круто обрывающихся в воду и соединенных с «материковой» и деревянной слободкой оружейников длинными мостами, идущими параллельно набережной Зодчего Дудина. Творческая группа «32 декабря» предложила центрировать водную и пятигранную «крепость Вахрушев», расположенную по плану при впадении речки Подборенки в «оружейный пруд», вертикалью туземной «Петропавловки». Ею будет высотная гостиница «Калашников» в виде архитектурной аллюзии на оружейную продукцию завода, в особенности на автомат Калашникова («шпиль» в форме соединенных в «арсенал» нескольких стволов с прицелами вверху и причудливо изогнутый патронный рожок, направленный в устье слободской речки оружейников). Кстати, в устье Подборенки, в колодце оружейников Пастуховых действительно был найден целый арсенал винтовок. «Остров Вахрушев» условно назван так по одной из самых распространенных фамилий «лесного» или «крестьянского» народа – удмуртов. Этот остров должен быть намыт на месте «приюта убогого чухонца» - затопленной в 1760 году заводским водохранилищем охотничье-промысловой деревушки удмуртов из рода Чудья под названием Ягул (в переводе на русский – «Подлесная» или «Подборная»). Промысловый лес ягульцев, сдававших на продажу пушнину, пошел на куренные кучи, выжигавшие уголь для Ижевского завода. Сохранившиеся по соседству реликтовые участки промыслового бора ягульцев вырубаются сейчас по указанию президента Удмуртии под строительство зоопарка, посвященного предстоящему юбилею. Ягульский шаман Байман нашел для согнанной заводом охотничьей деревни новое место, где она находится до сих пор. Крестьяне-удмурты относились к заводскому Ижевску как к механическому чудовищу: с уважением и опаскою, с любовью-ненавистью. Этот двойственный взгляд на Ижевск лучше всего отразил в стихах удмуртский поэт Кузебай Герд. Дымящегося монстра удмурты называли «Ожзавод», то есть «война-завод». На основе удмуртской деревеньки позже выросла рабочая слободка оружейников «Колтома». У удмуртов «колтома» - это рыболовная «морда» из ивовых прутьев. Новая Колтома словно «проглотила», подобно заводу, местное население. В слободке проживало много рабочих-удмуртов. Для слободы были характерны русско-удмуртские браки, например, семья известного кафтанщика Матвея Русских. Дом кафтанщика сохранился до сих пор у речки Подборенки. Со слободой были связаны мифы окрестных крестьян-удмуртов и самих оружейников о неком чудовище, обитающем здесь. Они имели много вариантов – фантастических и документальных. Так, по воспоминаниям ветерана конструкторско-оружейного центра ОАО «Концерн Ижмаш» В.И. Колодкина, жившего в районе слободки в 1930-е годы, он, будучи подростком, во время игры в прятки у речки Подборенки нашел «в нижней части крылечка» нынешней школы № 1 (здание сохранилось к востоку от современного кинотеатра «Удмуртия») темный проем, в котором жил крокодил. Длинной жердью с гвоздем на конце Колодкин вытащил с ребятами крокодила из его темного логова. Крокодил оказался недвижим. «Долго мы носились с крокодилом, - рассказывает конструктор-оружейник в своих воспоминаниях «Годы наши длинные», - пока, наконец, не представился случай подшутить. Смотрим, едет по Базарной (ныне улица Горького) главный инженер завода Бухтеев. Как обычно, он обедал дома. Его везет черный такой жеребец, коляска на пружинах. Бросили мы крокодила поперек дороги, в песок. Улицу тогда не замостили. Неожиданно жеребец встал на дыбы, повернулся на 180 градусов. Передок коляски с курка сорвался. Пассажир выпал. Ямщик орет, пытается не выпустить вожжи из рук. Бухтеев вылез из-под тарантаса, отряхнулся, глянул в нашу сторону, сына своего среди нас заметил. Мы – врассыпную. Между тем крокодила с пути убрали. Бухтеев дальше пошел пешком» (Газета ижевских оружейников «Машиностроитель», 6 марта 2003 года). По рассказам других жителей оружейной слободки, крокодил был вовсе не дохлым, а просто заснувшим от холода, что случается с хладнокровными пресмыкающимися при низкой температуре. И, будто бы, когда крокодила пришли «арестовывать», он вырвался и скрылся в теплой канализационной трубе у Подборенки. По данным известного краеведа Г.М. Кутузова, во время чистки одной трубы водолазом-сантехником якобы обитающий там крокодил, превратившийся в теплой и сырой темноте в альбиноса-мутанта, напал на водопроводчика. В соответствии с этим рассказом Гаты Мустафиевича художник Н.Быков сделал макет памятника герою-водопроводчику в виде водолаза, вылезающего из канализационного люка. Памятник герою, по предложению Елены Чугуевской, ныне главного архитектора УР, планируют поставить на берегу пруда. Как известно, президент УР Александр Волков назвал «клоповником» проект Сергея Макарова «Рабочая слободка». Но именно этот проект получил одобрение и поддержку известных петербургских и московских зодчих - в реконструируемой деревянной слободке на пересечении Милиционной и переулка Широкого будут восстановлены сохранившиеся подлинники и построены исторические аллюзии. В соответствии с одним из вариантов архитектора Сергея Макарова вход в «Рабочую слободку» украсит деревянная арка с резными крокодилами. Сейчас прорабатываются варианты переноса в эту компактную историческую «резервацию» других сохранившихся подлинников: бревенчатых домов на кирпичном цоколе Инженерного городка и больницы оружейного завода (из окружающего новодел Михайловского собора района), а также двухэтажных бревенчатых домов для рабочих, обнесенных длинными деревянными верандами во всю стену (из Ключевого поселка, с улицы Ленина). Таким образом, заповедная музейно-рекреационная зона деревянной архитектуры под условным названием «Рабочая слободка» может включать заводские дома из дерева не только 19 века, но и 1920-30-х годов и компактно находиться рядом с деревянным ампиром Еврейского городка (улица Кирова), сооруженного в 1943 году для эвакуированных на ижевские заводы служащих. Все эти деревянные дома надо тщательно отреставрировать. Но даже в существующем, некрашеном, давно заброшенном виде они вызывают у гостей из-за рубежа, а также у московских и питерских архитекторов самые теплые чувства. И не только у архитекторов. Дочь М.Т.Калашникова Елена Михайловна рассказывала мне о том, что просила Волкова сохранить деревянный дом Калашникова в Инженерном городке. Но президент УР заявил, что построит для Калашникова музей получше и побольше (территория дома Калашникова и сада со старыми липами куплены под стоянку и офис «близким» к президенту предпринимателем Андреем Осколковым). Сербский художник Миодраг Михайлович сказал о домах Инженерного городка журналистам: «Больше меня в Ижевске впечатлили деревянные дома в центре города. Я бы хотел поселиться в одном из таких. Это отличное место для работы и творчества». Известный московский художник (постановщик мультфильмов «Винни Пух», «Фильм, фильм, фильм», мультипликационной заставки с домами-«типовухами» в прологе «Иронии судьбы или С легким паром») В.Н.Зуйков, выставка которого была рядом с деревянным Инженерным городком в «ГАлереЕ», на вопрос журналистки о самом сильном впечатлении от Ижевска, ответил: «Единственное, что мне показалось очень печальным, это ваши прелестные старые улицы с деревянными домиками. Сносить их просто нельзя. Это красота, которой потом не будет. В музее Калашникова, расположенном рядом, не был. Я устал от этого по телевизору». Знаменитый московский архитектор М.Хазанов, защитивший деревянную архитектуру Ижевска от планируемых погромов, не раз говорил о необходимости тактичного вхождения современного зодчества в сферу «архитектурного антиквариата» (выражение Михаила Давыдовича), даже не внесенного еще в список охраняемых памятников. Московский гость сказал, что Ижевск напоминает ему «казарму», в нем мало домашнего уюта. Поэтому здесь очень важно сохранить остатки деревянной архитектуры. Нашим гостям - М.Хазанову и Д.Михайлову – понравился рассказ о том, что в Инженерном городке жили конструктор Калашников и дворянин Можаров – конструктор первых ижевских мотоциклов. У Можарова был ручной волк, которого конструктор в 1920-е годы возил в коляске своего мотоцикла по «ижгрязи». При этом ностальгический волк протяжно выл, вспоминая родные леса, а пешеходы и лошади разбегались в стороны. Нам представляется, что воющий в тарахтящем «иже» грустный волк или чудом выживший в канализационной Подборенке крокодил-альбинос, нападающий на водопроводчиков, как, впрочем, и убегающие от монстра-Ижевска в глухие леса удмурты, - все это, так или иначе, символизирует наш родной ижевский мотив. Мотив мести порабощенной природы против механической цивилизации. Ведь никуда не денешься от того, что Ижевск в своей основе – это «город-завод». Но именно в этой исторической основе Ижевска зодчие и ищут индивидуальные образы столицы Удмуртии.