фото. Во всяком случае, желания перечитать книгу с тех пор ни разу не возникало. И все же увидеть экранизацию одного из мировых бестселлеров стоило. Отчасти из-за слабой надежды – вдруг в фильме обнаружится что-то такое, что проглядел при чтении. Не обнаружил. Фильм в целом достаточно точно следует сюжетной линии романа, пусть и с «выпадением» или упрощением некоторых второстепенных эпизодов. Большинство компетентных авторов рецензий на фильм как раз выражают восхищение, как умело и деликатно режиссер Том Тиквер экранизировал такое «культовое и многоплановое литературное произведение». Да еще сумел кинематографическими средствами (звуки, музыка, визуальные образы) передать представление о мире запахов, в котором главном образом и живет главный герой фильма Гренуй. Правда, некоторые рецензенты упрекают режиссера в том, что в его фильме Жан-Батист Гренуй в исполнении Бена Уишоу получился не столь отвратителен, как персонаж романа Зюскинда, а также в том, что в конце фильма, вопреки книге, присутствует намек, что к первой убитой Парфюмером девушке он испытывал даже нечто вроде любовного чувства, а не только интерес как к источнику необыкновенного аромата. Но это, как говорится, уже детали. В целом же, отношение к фильму критики и зрителей (судя по отзывам в СМИ и на интернет-форумах) настолько единодушно положительное, что это даже настораживает. Так же, впрочем, как и успех книги. Сообщается, что сегодня, спустя 21 год после опубликования «Парфюмера» в Швейцарии в 1985 году, он признан самым популярным романом, написанным на немецком языке со времен «На Западном фронте без перемен…» Ремарка, что он издан общим тиражом более 12 миллионов экземпляров и переведен на 42 языка, включая латынь. Впрочем, что удивительного? Текст, действительно, написан очень качественно, а среди населения полусотни стран, конечно, без проблем найдется полтора десятка миллионов читателей, которых не оттолкнет выраженный оттенок некрофильской эстетики этого - по выражению мюнхенской «Abendzeitung» - «до дрожи прекрасного романтического детектива». То, что некрофильский мотив в «Парфюмере» присутствует, думается, достаточно очевидно, хотя, возможно, это не вина автора текста - а вслед за ним и авторов фильма, - которые могли стать просто заложником избранного сюжета, согласно которому Парфюмер в своем стремлении создать совершенные духи вынужден убить двенадцать девушек, чтобы извлечь из тела каждой из них необходимый ему аромат. Вопрос в другом – имеется ли у «Парфюмера» Зюскинда какая-то сверхзадача или это просто такая игрушка для интеллектуально-развлекательного времяпрепровождения сравнительно искушенного читателя. Вот, например, написанный явно под влиянием «Парфюмера» и недавно изданный у нас «Декоратор» норвежца Тургима Эггена, в котором сдвинувшийся на функционалистской эстетике создатель стильных интерьеров, в конечном счете, тоже кончает убийством несчастной женщины, может вполне претендовать на то, чтобы считаться очередной социальной сатирой на общество потребления или - если замахиваться более широко, - послужить еще одним полемическим выпадом против известного тезиса, что, мол, «красота спасет мир». Автор отзыва на одном из специализированных литературных интернет-форумов, впрочем, не отказывает роману «Парфюмер» в наличии определенной моральной философии. Он указывает, что Зюскинд прямо ставит Гренуя в один ряд с де Садом, Фуше, Бонапартом. «Автор называет их «гениальными чудовищами» и «исчадиями тьмы», но не ставит вопрос «а может ли гений делать все, что хочет?». Точнее, ставит, но отвечает сразу же в начале романа. Нет, не может. Доказательством чего служит тот факт, что автор на первых страницах (а потом и на протяжении всего романа) называет Гренуя монстром, рисует его неприятным, жалким существом, открыто презирает его философию, жизнь, действия... Но ведь Гренуй лишь образ, который очень напоминает других «гениальных монстров». Так, возможно, презрение к Греную на самом деле презрение к этим личностям. В любом случае, Зюскинд, скорее, ставит вопрос о том, что с такими людьми делать и почему они вообще появляются?» По мнению автора комментария, мысль Зюскинда заключается в следующем: монстры не появляются из ниоткуда, они приходят, когда человеку недостаёт любви ближних. Поэтому можно ли винить главного героя в безнравственности, когда это был его способ выжить? «Мир отвергал Гренуя с самого начала, его отвергали все люди: кормилицы, другие дети, просто прохожие – все, отвергали просто потому, что он не такой. Мир отвернулся от Гренуя, Гренуй ответил миру тем же». Если это так и главной идеей «Парфюмера» является мысль, что в обществе недостает любви к ближнему, то содержательно это все выглядит как-то банально, а эмоционально – не очень убедительно. У меня, например, после знакомства и с книгой и романом ощущения какого-то особого прилива любви к человечеству и конкретным его представителям не возникло. Интересней было бы сопоставить развернутый Зюскиндом сюжет с известной концепцией трудовой (профессиональной) этики капитализма (или, если угодно, западной цивилизации) Макса Вебера. Но сначала небольшое отступление в тему. В каком-то второстепенном голливудском фильме звезда стриптиз-шоу приезжает погостить к родителям в типичный провинциальный городок так называемой «одноэтажной Америки». Дочь благополучно гостит в семье, при этом она скрывает от матери, женщины патриархальной и религиозной, что в большом городе работает стриптизершей. Но в какой-то момент она обнаруживает в столе у матери вырезки из газетных статей о своей стриптиз-карьере и понимает, что ее секрет открыт. Однако при выяснении отношений мать философски, хотя и несколько печально, успокаивает дочь: «Видимо, Бог наградил тебя именно таким талантом». Одной из причин успеха западной цивилизации известный немецкий социолог Макс Вебер считал формирование в лоне протестантизма этической доктрины профессионального призвания человека. В немецком языке один термин «Beruf» одновременно означает и «призвание», и «профессию». В учении Лютера «Beruf» это то, что человек должен принять как веление Господне, с чем он должен «мириться». Нет деления на мирское и религиозное, поэтому профессиональная деятельность является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей. Такой подход привел, в конечном счете, и к тому, что любая деятельность человека в рамках его «Призвания» стала восприниматься как богоугодная. Даже то, что человеку докапиталистической эпохи представлялось грязным и достойным презрения – например, то, что кто-либо может сделать единственной целью своей жизненной деятельности накопление материальных благ и главным критерием ее оценки будет лишь успешность. Со временем религиозная составляющая концепции Призвания ушла на второй план или вовсе сошла на нет, но идея того, что главной целью человека является его личная (творческая, профессиональная) самореализация, сохранилась как сердцевина западного типа личности. Чем собственно занимается Парфюмер на протяжении всей своей жизни? Он ищет себя, точнее то, как можно полнее реализовать тот единственный талант, которым он обладает, – способность как никто другой на свете распознавать запахи. Он следует своему Призванию, которое состоит в том, чтобы создать идеальные духи, и когда для этого потребовалось начать убивать, он делает это, не испытывая никаких угрызений совести. Так что получается, что «Парфюмер» - это своего рода основополагающая критика каких-то очень фундаментальных вещей в современной (западной) цивилизации, чем отчасти и можно объяснить такую популярность и книги, и ее экранизации. Критика, которая не выходит на первый план, а как бы остается в тени, где часто и происходит самое интересное. «Эстетика нашего фильма — говорит Том Тиквер, - темная эстетика, и в центре повествования стоит темная фигура. Мы ориентировались на художников, на полотнах которых тьма освещается всего несколькими источниками света, таких как Караваджо, Джозеф Райт и даже Рембрандт. Часто мир людей той поры был освещен лишь единственной свечой. А та часть их вселенной, которой пламя свечи не достигало, была сплошным мраком».