фотоЗа последнее время, мутируя под действием разных факторов, старые беды объединились в одно целое, явив нечто новое – «дураки на наших дорогах». Относится эта третья беда к области культуры вождения, которая упала сегодня, по мнению большинства, ниже некуда. Перечислим основные дорожные беды, плясать будем от степени тяжести поразившей город беды.
№ 3 УЗОСТЬ БЫТИЯ

«Ездить по Ижевску одно удовольствие», - заявляют мне гости из Казани. «Страшные пробки в Екатеринбурге», - делится впечатлениями подруга. О том, что творится в Москве, и говорить нечего. И все же, несмотря на то, что Ижевск - город относительно небольшой, за последнее время проблем у водителей и пешеходов становится все больше и больше. Количество машин за последние два-три года в городе значительно возросло. В Ижевске даже появилось такое явление как «пробки» на дорогах. Особо «пробковый» период – зима. Машин, конечно, становится меньше, но и дороги заваливает снегом. Летом другая беда - возрастает количество автотранспорта, жара, духота и выхлопы. Стоишь - печешься на солнцепеке, медленно, но верно развивается клаустрофобия, а вдруг так и умрешь в этой машине, задохнувшись от выхлопа соседнего КамАЗа.
№ 2 ЯМКИ, ТРЕЩИНЫ
Ежегодно автомобильный парк России растет на 6-8 процентов. Это должно радовать. Но когда вся эта масса машин выезжает на дороги, мы видим, что последние к этому совершенно не готовы! Дороги строились, когда автомобиль был еще роскошью. Первый бич Удмуртии – качество дорожного полотна. Грустная статистика: за прошедший год в республике было отремонтировано «ямочным» способом 45 км (!) дорожного полотна. Причем, как признавались сами дорожники, качество даже свеженького асфальта остается так себе. К чему приводят ямы на дорогах, рассказывать никому не надо. Пример: узкая, избитая, но очень напряженная дорога, машины двигаются в два ряда навстречу друг другу. В попытке избежать колдобин водители выезжают на встречную полосу - и… Ряд плотно смыкается, вернуться на свою полосу водитель уже не смог, и потому машина, идущая навстречу, отправилась в кювет.
№ 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Так, первое место в «хит-параде» автопроблем с большим отрывом занимает низкая культура вождения. На «хамство собратьев», обилие лихачей и то, что «все едут, как хотят», пожаловались все, кто мог. Как ни прискорбно об этом говорить, но сегодня на наших дорогах много не только хамов, но и хамок. Все мы были новичками и знаем, что каждый водитель не застрахован от ошибки. Недавно пришлось поездить на автомобиле с сестрой — она только получила права, и ее машинка отмечена многочисленными значками «У». Оказывается, «У» — это Ужас! В течение трех дней я чувствовала себя изгоем. Чуть ли не каждый второй водитель считал своим долгом подрезать, не пропустить, посигналить вдогонку. Многочисленные комментарии о «девушке за рулем». После таких учебно-ужасных выходных хочется просто кричать: «Люди, что же вы делаете? Где культура общения на дороге или хотя бы элементарное уважение к соседям по транспортному потоку? О каком воспитании хорошего водителя может идти речь, когда у нас на дороге «с первых шагов, как только человек пытается встать на ноги, бьют по ногам?» В общем, после такого не очень-то и хочется выезжать. По большому счету, проблем на дорогах гораздо больше, а вот решать их в свете трех упомянутых становится все сложнее и сложнее. Собственно, отсюда и пошла история экстремального вождения, которому обучают в Ижевске. Причем не только мужчин, но и женщин, теперь в отдельном клубе для дам.
ОТ СПЕЦСЛУЖБ
Как ни парадоксально, но своим появлением Центр Высшего Водительского Мастерства обязан советским спецслужбам. В 1975 году спецподразделения МВД и КГБ были первыми выпускниками курсов в Москве. Второй филиал центра ВВМ открылся в Санкт-Петербурге. А третий, и последний в России появился в Ижевске. На самом деле вся методика вождения представляет собой систематику критических ситуаций, которые возникают на дороге. Основная задача Центра - изучение и отработка в безопасных условиях приемов управления автомобилями разных марок в критических ситуациях на различном покрытии: скользкая дорога, сухой и мокрый асфальт, листопад, лед и снежная «каша». Изучение и отработка приемов, которые помогут исключить типичные ошибки, приводящие к потере устойчивости и управляемости автомобиля. В общем, здесь обучают безопасному контраварийному вождению, а экстремальное вождение - это то, что творится на наших дорогах сейчас. Обучаются в «Школе высшего водительского мастерства» и мужчины, и женщины. «Изначально обучение в этой школе предпочитали заказывать крупные организации для своих корпоративных гаражей, – объяснил заместитель директора по учебной работе Константин Антропов, - сегодня пройти обучение в этой школе могут все желающие. Основная идея – повышение безопасности на дороге. Курсанты учатся быстро гасить скорость, грамотно проходить поворот в любых условиях. Даже в аварийной ситуации на дороге водитель должен постараться сохранить жизнь пассажиров, свою жизнь и свой автомобиль».
ТОЛЬКО ДЛЯ ЛЕДИ
Кроме безопасности на дорогах, не помешает еще и уверенность. Развенчать миф о том, что женщина за рулем подобна обезьяне с гранатой, решила теперь уже президент первого женского клуба экстремального вождения Наталья Гольцова. Наталья Владимировна как дочь гонщика с мировым именем, а так же сама как опытный водитель и гонщик не могла отказать себе в удовольствии создать исключительно женский клуб повышения водительского мастерства. А название клуба соответственно предполагает не только занятия, но и общение. В планах президента клуба - организация женских гонок, где все автоледи смогут утолить жажду экстрима и продемонстрировать свое автомастерство. Объясняется же рождение такого клуба в Ижевске тем, что количество женщин за рулем растет, а культура вождения падает. «Мы организовали клуб, откуда каждая леди выйдет опытным и уверенным автомобилистом, - объяснила Наталья Гольцова, - хотя очень сложно оставаться спокойной, когда кто-то летит на красный свет, когда сбоку подрезают, а с другой стороны комментируют женскую манеру езды»...