фотоВ минувшую пятницу Госдума 352 голосами «за» при 85 «против» одобрила в первом чтении законопроект, предусматривающий отмену графы «против всех» в избирательных бюллетенях.
Зачем разбили «тарелку»
Коллективные жалобы, которые в средние века на Руси недовольные крестьяне подавали на своего обидчика, назывались «тарелками». Именовались они так, поскольку подписи на них ставились по кругу. Жалобщиков в ту пору часто строго наказывали. Особенно доставалось зачинщикам, которыми считались подписавшиеся первыми. Поэтому, чтобы таковых нельзя было обнаружить, русский народ и выработал такую относительно безопасную форму выражения своего мнения. В современной России в последние годы графа «против всех» тоже была своеобразным способом неперсонифицированного протеста. Анализировать последствия ликвидации права граждан на легальное выражение недовольства в ходе выборов можно уже сейчас. Трудно представить себе, как законопроект, одобренный «сладкой парочкой» российской политики «Единой Россией» и ЛДПР, может быть смягчен дальнейшими поправками. Официальная аргументация принятого решения состоит в том, что оно будет стимулировать граждан к принятию более ответственного решения, послужит развитию многопартийности, позволит сэкономить бюджетные средства, а также поставит Россию в ряд с развитыми западными демократиями, законодательство которых не предусматривает голосования против всех предложенных кандидатов. Самое удивительное, что даже среди людей, не питающих иллюзий по поводу сложившегося в стране политического режима и направления его дальнейшей трансформации, бытует мнение, что думская инициатива может поспособствовать увеличению числа сторонников оппозиционных партий. Однако такие надежды были обоснованы, если бы одновременно с графой «против всех» было жестко ограничено повсеместное и беспардонное вмешательство в выборный процесс пресловутого «административного ресурса». Однако нет никаких оснований надеяться на это в ближайшем будущем. Более того, отмена пресловутой графы - это ликвидация последней узаконенной формы протеста против масштабного применения разнообразных форм насилия и принуждения избирателя к «свободному» выбору. Последним штрихом, завершающим построение демократии «разумного выбора» между «Единой Россией», ЛДПР и КПРФ, будет снижение или полная ликвидация порога явки. На последних выборах в городскую Думу г. Ижевска эта практика уже вполне себя оправдала.
Бюллетень возьму домой, х.. – им, а не голос мой!
Стикер НБП с такой исчерпывающей надписью висел в московском метро накануне президентских выборов 2004 года. Массовым явлением тогда это не стало, но возможные пути реакции населения в кризисной ситуации обозначило верно. Указание на второй способ реакции содержится и в свежем политическом анекдоте «2008 год. Указ Председателя Центризбиркома РФ. В целях борьбы с распространением нецензурной лексики и участившейся циничной порчей избирательных бюллетеней восстановить графу «Против всех». Если доля истины в этой шутке окажется чересчур большой, то нельзя исключать развитие ситуации по гротескному и даже сюрреалистическому сценарию. Как подтвердили в республиканской избирательной комиссии, пока каждый гражданин по закону может делать со своим бюллетенем все, что заблагорассудится, и никто не может ему в этом препятствовать. Однако если порча и хищения «государственной собственности», печатаемой на бюджетные деньги, приобретет массовый характер, то не исключено, что для ее охраны примут специальный закон. Возможные коллизии его применения дадут богатый материал юмористам и фантастам недалекого будущего. Графа «против всех» на разных уровнях выборов имела диаметрально противоположный смысл и вес. На федеральных выборах она никогда не играла большую роль, зато наиболее красноречиво проявляла себя на местном уровне. Собственно говоря, именно здесь всегда творится наиболее откровенный административный произвол, и законы нарушаются самым циничным образом. И чем более неприкрыто это происходило, тем больше было людей, считавших своим гражданским долгом принять участие в выборах через отвержение навязываемых им персонажей и мнимых альтернатив (это хорошо прослеживается и на материале выборов в Удмуртии). Процент, набранный кандидатом «против всех», везде служил достаточно объективным и адекватным индикатором состояния и умонастроения избирателей в конкретном месте. Однако, по просьбам трудящихся единороссов с мест, которым мигание этого тревожного сигнала омрачало радость вымученных побед, проблема решена. Действительно, если вам не нравятся показатели дозиметра, то самый простой способ восстановить душевное спокойствие - это выкинуть прибор. А там, авось, обойдется.
фото

По сообщениям СМИ
– Допустим, я пришел на выборы, а мне там голосовать не за кого,– взял слово еще один коммунист Борис Кибирев.– Я что, уйти должен или не приходить на эти выборы? – Ваша форма политического выбора будет заключаться в том, что вы должны создать некое общественное движение, которое перерастет в партию, где и организовать умонастроения людей, которые отражаются позицией «против всех»,– посоветовал оппоненту господин Плигин. Однако коммунисты не унимались. Вице-спикер Госдумы Валентин Купцов заявил, что проект «носит антиконституционный характер» и является «очередной атакой партии власти на демократические принципы выборов». Заодно он перечислил и все предыдущие атаки: введение единого дня голосования, существенно усложнившего положение небольших партий, запрет на создание предвыборных блоков, установление семипроцентного барьера для прохождения в Госдуму, отмену выборов в одномандатных округах и увеличение минимальной численности партии до 50 тыс. – Я вот долго думал, почему же этот принцип пытаются ввести и для выборов президента, – задался вопросом товарищ Купцов.– И на днях, прочитав газету «Коммерсантъ», понял суть вносимых поправок. Опубликованные в газете рейтинги двух претендентов в президенты (вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов.– Ъ) на уровне 10 % и 7 %. А вот «против всех» – 18 %. В этом же громадная опасность для наследников президентского престола на предстоящих выборах. И делается все, чтобы обезопасить их на дальних подступах...
Коммерсантъ, 10.06.06