фото От 300 до 600 тысяч рублей необходимо каждому учебному заведению (и детскому саду, и школе) Удмуртии для подготовки к процедуре лицензирования. В бюджете УР 2006 года на эти цели не предусмотрено ни копейки. Для несведущего человека все, что связано с лицензированием, аттестацией и аккредитацией, сводится к нескольким понятиям: «такой-то директор, такие-то кружки, которые работают до 18 часов; английский с первого класса, французский и информатика - со второго; обучение платное». Вот и все. Но, как оказалось, это далеко не так. Одним из основных механизмов обеспечения качества образования является лицензирование, аттестация и государственная аккредитация учебных заведений, которые проводятся органами управления образования различных уровней. Что же требуется сегодня от учреждения, осуществляющего образовательную деятельность? На самом деле, учебные заведения предлагают нам условия своей педагогической деятельности, гигиенические условия процесса обучения, противопожарные условия, которые есть, а также требования к учебной литературе, библиотеке, наличие определенных требований к кадровому составу. Причем у каждого субъекта федерации существует свой набор. Эти рамочные условия задает Министерство образования. А так как школы находятся в ведении муниципальных органов субъектов РФ, то именно на местах этот набор требований и конкретизируется. И уже они (обновленные на местном уровне рамочные условия) являются руководством к действию.
Официальное мнение
Согласно постановлению правительства и в соответствии с законом «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения только с момента выдачи ему лицензии. Чтобы получить лицензию, необходимо пройти процедуру лицензирования (собрать порядка 15 официальных разрешений из различных инстанций), целью которой является оценка условий соответствия образовательной деятельности государственным требованиям: соответствие строительным и санитарно-гигиеническим нормам, оборудование учебных помещений, оснащенность библиотечными ресурсами, кадровый состав работников, предельная численность контингента учащихся. Минимальный срок действия лицензии – 3 года, максимальный – 5 лет. При этом следует уточнить, что право на получение лицензии имеют общеобразовательные учреждения, обладающие статусом юридического лица. Не подлежит лицензированию деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании или квалификации, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки. Между тем постоянный контроль за качеством образовательных услуг осуществляется только в аккредитованных образовательных учреждениях. И только аккредитованное учреждение имеет право выдавать выпускникам документ государственного образца, использовать печать с государственным гербом России, пользоваться льготами, предусмотренными действующим законодательством. Неаккредитованные общеобразовательные учреждения тоже выдают такие документы. Однако очень часто они заведомо являются недейстивельными. И еще одно замечание. Неаккредитованные вузы практически не выпускают педагогов, поскольку в последнее время учитель не престижная специальность. Это бремя несут на себе государственные вузы. Коммерческие структуры работают на спрос, при этом у них часто не хватает материально-технической базы и кадрового обеспечения. И если государственные вузы ориентируются на потребности города или области, то негосударственными движет только коммерческий спрос. Негосударственные учебные заведения слишком легко получают лицензии, позволяющие им работать на образовательном рынке. Система государственного контроля над негосударственными образовательными учреждениями должна быть строже, только тогда дипломы, выданные в России, будут котироваться и за рубежом. А на сегодняшний день студентов, отчисленных из государственных вузов за неуспеваемость, без проблем зачисляют в коммерческие вузы. Приостановить действие лицензии на срок от трех месяцев и больше может комитет Министерства образования и науки по результатам проверки выполнения лицензионных условий. Если нарушения не устраняются, документы могут быть переданы в суд на аннулирование лицензии. Основанием для этого служит обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах; неоднократное или грубое нарушение лицензионных требований и условий, а также незаконность решения о выдаче лицензии.
Не было бы так грустно
На сегодняшний день в 89 субъектах Российской Федерации функционирует 104 государственных органа управления образованием. Однако мероприятия по сбору сведений о лицензировании и государственной аккредитации учебных заведений в субъектах РФ выявили немало проблем. В первую очередь, это несоблюдение порядка в нормативных документах, среди которых деятельность образовательных учреждений с просроченными лицензиями. Второе крупное замечание касалось отсутствия в органах управления образованием реестров данных о лицензированных и аккредитованных учебных заведениях. Проще говоря, в бумагах наблюдался явный беспорядок. Но если нет порядка в официальных документах, то и порядок в образовательной сфере, наверняка, хромает. Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки регулярно фиксируют нарушения при приеме детей в школу и отчислении из школы, при реорганизации и реструктуризации учебных заведений, особенно в сельской местности, к тому же нет анализа социальных последствий ликвидации сельских школ. Во всех этих случаях региональным и муниципальным руководителям рассылаются письма-представления, а те, в свою очередь, должны предоставить планы работы по исправлению обнаруженных недостатков. Но данную работу существенно осложняет 199-й Федеральный закон, принятый в 2005 году, который регламентирует контроль и надзор в сфере образования. У контролирующей инстанции есть право по поводу отмеченных недостатков и нарушений законодательства направлять предписания субъектам РФ, но никакой ответственности за промахи в работе чиновники местного уровня пока не несут.
Нормативно-подушевое финансирование
Глава государства поручил правительству в 2006 году перейти к нормативно-подушевому финансированию образования и выделять средства на обучение конкретных учащихся и студентов. «Регионы и образовательное сообщество в состоянии внедрять нормативно-подушевое финансирование, деньги должны идти на обучение конкретного человека, ученика, студента. Ведь в образовании важен конечный результат, а не безликая отчетность за работу учреждений», - заявил президент. Он поручил правительству поддержать деньгами этот принцип и предусмотреть их уже в этом году, так как это необходимо для оказания содействия органам власти субъектов федерации в разработке и внедрении в школах новой системы финансирования. Эта система должна повысить эффективность расходования бюджетных средств, укрепить качество образования, охрану здоровья детей, а также улучшить воспитательную работу. Только в этом случае в образовании появятся новые управленческие технологии и финансовые механизмы, которые до сих пор остаются «малоизучененным материалом». Сколько будет стоить один ученик или студент? Кто и как будет определять их стоимость для государства и для местного бюджета? Не получится ли так, что сельские ученики будут «стоить» на порядок меньше, чем городские, по причине отсутствия возможности выделения необходимых средств из местного бюджета? Не потребуют ли потом чиновники некоторую сумму денег с не справившегося с программой ученика? А школы? Представим, что эта система уже работает. На сегодняшний день «себестоимость» ученика престижной гимназической школы на порядок выше оценочной стоимости ученика обычной средней школы и уж тем более недосягаема для финансирования в сельской местности. Хотя давно известно, что затраты на одного ученика на селе гораздо выше подобных затрат на городских школяров. Захотят ли отказаться гимназии от сегодняшних доходов в пользу своих «вечно безденежных» коллег из обычных школ? Ведь в среднем наполняемость классов в обычных школах достигает 30 человек, тогда как комплектование гимназических классов не превышает 15 (редко 20) человек. Между тем только за пять последних лет расходы федерального бюджета на образование выросли почти в 5 раз, а консолидированного - в 3 раза. Приоритетный национальный проект «Образование» был объявлен, чтобы хоть как-то подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений в данной отрасли. Однако будем ли мы иметь качественную систему образования, и станет ли так широко разрекламированная программа по приоритетному развитию не «разовым вливанием финансовых средств», а регулярным беспокойством о материальном благополучии отрасли на всех уровнях власти зависит, как это ни странно, именно от власти. А нам остается только ждать и надеяться, что экономика позволит делать подобные «вливания» регулярно, а качественное образование станет совместной задачей всех ведомств.