фото«Ну, надо же, одной секунды не хватило!» - расстроился председатель Думы Виктор Балакин и предложил переголосовать последний вопрос по старинке. Тридцать семь рук поднялись в поддержку решения о вхождении Ижевска в Ассоциацию развития и поддержку создания «Совета муниципальных образований УР». Вообще аппарату Гордумы на пятой сессии пришлось выслушать не один выговор. С первого из них, собственно, и началось заседание: депутат Фания Федорова, взяв слово во время обсуждения повестки, высказала претензию, что материалы сессии поступают депутатам не вовремя, с нарушением регламента. Второе заявление Фании Марваретдиновны, несмотря на внешнюю мягкость формулировки, заставило напрячься уже не только сотрудников аппарата: депутат предложила внести в повестку раздел «Разное», в котором хотела «по поручению группы избирателей» озвучить их мнение «по ситуации, сложившейся в городе и округе». Все попытки председательствующего выведать подробности выступления до голосования оказались тщетны, в итоге за включение в повестку выступления Фании Федоровой проголосовали 22 депутата.
«Отрезвлять» граждан будут 3 врача и 103 сотрудника милиции
Первым обсуждался вопрос о выделении средств на содержание вытрезвителей «за счет сумм административных штрафов, поступающих в бюджет города» от самих вытрезвителей. В пояснительной записке к проекту решения указывалось, что республиканские власти собираются восстановить в столице Удмуртии три вытрезвителя, ранее закрытых по предписанию прокуратуры. Резко против этого решения выступил депутат Андрей Коновал, который указал, что тем самым восстанавливается прежняя система, при которой милиция заинтересована в выколачивании «пьяных денег» из граждан, не нарушающих общественный порядок. «Следует дать поручение администрации города подготовить предложения по организации помощи нетрезвым гражданам силами городского здравоохранения с участием милиции, а не создавать условия для воссоздания в вытрезвителях «организованных преступных сообществ», - сказал депутат. - Если республиканским властям угодно восстанавливать систему в ее прежнем, унижающем человеческое достоинство виде, то не дело города финансировать этот сомнительный проект. А 12 миллионов рублей город найдет» куда истратить. В защиту проекта выступил Виктор Балакин, объявивший, что теперь это будут совсем другие вытрезвители, поскольку все они будут лицензированы. Депутат Коновал возразил, напомнив, что из 106 сотрудников, предусмотренных штатным расписанием, только трое врачи, остальные - милиционеры. Возникшая дискуссия, в которой приняли участие еще несколько депутатов, завершилась предложением депутата Гарипова: «Все и так ясно, давайте голосовать». Обсуждение принесло-таки некоторый эффект: число проголосовавших за проект оказалось не столь монолитным, как по другим вопросам - «за вытрезвители» проголосовали 27 депутатов, 8 – «против». Пока шло голосование молодые журналистки вместе с сотрудницами аппарата, будучи, видимо, наивно уверенными в том, что их мужья и возлюбленные застрахованы от попадания в указанные учреждения, где им запросто могут отбить почки, ерничали по поводу того, насколько близко к сердцу воспринимают вопрос о вытрезвителях отдельные депутаты.
фото Наказать депутату может каждый – были бы у депутата деньги
Из двух десятков других вопросов повестки сессии, принятие которых пошло ударными темпами, можно выделить принятие положения о контрольной палате Ижевска, об учреждении муниципального периодического издания (где будет публиковаться касающаяся города официальная информация) и, конечно, положения о порядке отзыва депутатов. Так что сегодня избиратели, в принципе могут попытаться отозвать депутата, не исполняющего своих предвыборных обещаний. Хотя процедура эта почти такая же трудоемкая, как и сами выборы. Обсуждение давно готовившегося положения о финансировании выполнения наказов избирателей вылилось в процесс торга между руководством Думы и Администрацией города. Объектом торга стала «цена вопроса»: Администрация предлагала отвести на эти цели сумму с формулировкой «не может превышать 1% от городского бюджета», Дума настаивала на «не менее 25 млн рублей». Вдохновитель проекта Василий Шаталов недоумевал: «Администрация все время просила у нас цифру – без процентов. Мы столько боролись с администрацией, но все-таки сделали цифру – не железную, конечно, но цифру», на что получил лаконичный отпор от Александра Ушакова: «Администрация ни с кем не борется, и не боролась. Еще раз повторяю – мы примем любое решение Думы». Депутаты проголосовали за «не менее 25 млн рублей». Давно работавшие над проектом инициаторы не были в этот раз настроены обсуждать его суть, которая, тем не менее, чрезвычайно заинтересовала журналистов. Уже после окончания сессии Виктор Балакин разъяснил ее так: «Если надо где-то что-то подсыпать, тротуарчик где-то подправить, или вдруг провода кто-то подрезал – вот на эти цели и выделяются деньги, ведь кто как не депутат должен знать проблемы своего округа». На том, что для этого, собственно, и созданы городские службы: Горсвет, Ижводоканал и другие, Виктор Васильевич останавливаться не стал. Однако странная мутация самого понятия «наказ», трактуемого в принятом положении лишь как мелкие «ЖКХ-просьбы», исполнение которых призвано сбить волну недовольства электората, удивила журналистов. Комментарий Василия Шаталова выглядел вполне резонно: «Эти средства будут служить повышению авторитета местных органов власти». Между тем выделяемых на каждый округ средств (порядка 600 тысяч рублей в год) не хватит на замену даже одного лифта. Андрей Коновал указал на следующие нюансы принятого решения: «Средства эти пойдут не в прямое распоряжение депутатов, а на финансирование конкретных муниципальных программ по каждому округу, которые необходимо будет готовить на основе наказов избирателей к 1 сентября каждого года, а потом они будут утверждаться и включаться в городской бюджет следующего года».
фото Под занавес
В начале первого часа дня зал ожил: на трибуну поднялась Фания Федорова (добрались до «Разного»). Экс-полковник милиции обрушилась на первого заместителя председателя Госсовета УР Александра Соловьева и Виктора Балакина как на людей, ответственных за многочисленные нарушения закона во время недавних довыборов в Молодежном округе № 40. Фания Марваретдиновна в выражениях не стеснялась (сокращенный вариант ее выступления приводится ниже). Со скрупулезностью следователя она перечисляла факты, классифицируя их на установленные и еще проверяемые. По слухам, пойти на такой шаг ее побудило выступление первого заместителя председателя Госсовета УР Александра Соловьева, заявившего накануне на заседании президиума о том, как «честно и законно» прошли довыборы по Молодежному округу № 40. Балакин сидел с каменным лицом и лишь багровел. Ропот депутатского корпуса быстро сменился гробовой тишиной, а не выдержавший на 13 минуте речи Виктор Васильевич попросил обойтись без оскорблений, на что Фания Марваретдиновна ответила: «Говорю как есть» и попутно одобрительно отозвалась о Твери, где чуть ли не все руководство города уже сидит в СИЗО. Несмотря на то, что несколько депутатов изъявили желание выступить после Федоровой, Виктор Балакин, сославшись на регламент, эти попытки пресек и объявил сессию законченной. Слово успел вставить лишь Василий Шаталов, который попросил для ознакомления материалы по факту о подкупе избирателей в день выборов со стороны зампредседателя республиканского Пенсионного фонда Натальи Кузнецовой.
Из стенограммы выступления депутата Фании Федоровой на сессии городской Думы г. Ижевска 30 марта 2006 года
Ф.М. Федорова:
Начиная с января внимание многих было приковано к Молодежному избирательному округу №40 г. Ижевска. Я сейчас буду приводить данные, которые на сегодня полностью проверены, и нами поданы заявления в правоохранительные органы или иные инстанции. Первое, 8 марта - нападение на агитаторов, пытались вырвать сумку прямо у моей общественной приемной. Нападающий задержан - и сразу после этого приезжает руководитель «штаба Абрамова» (депутат Госсовета УР Антонов) и просит освободить этого молодого человека. Естественно, мы его препроводили в РОВД, и я настояла на возбуждении уголовного дела за покушение на грабеж. По всем заявлениям копии мы отправили в генеральную прокуратуру, прокурору УР. Второе, нападение на мою общественную приемную по адресу: Молодежная, 58 - бросили в окно, когда я там находилась, молотище (кто не знает - это металлическая часть от кувалды). Дальше – лжеинтервью в газете «Совершенно конкретно». Я никакого интервью не давала. Цитирую статью: «Константин Соловьев - достойный представитель партии власти». Дальше вымарали «Единую Россию», как могли, вымарали высшее должностное лицо республики, якобы кандидат в депутаты Константин Соловьев оказывал спонсорскую помощь на строительство цирка, дворца, зоопарка, то есть написали под видом моего интервью все то, что не нравится избирателям. Понятно, что по этому лжеинтервью материалы нами также собираются, и будем требовать по ним юридической оценки. Оскорбления и клевета в мой адрес звучали на протяжении всего января, февраля и половины марта, ни одной встречи с избирателями мне нормально проводить не давали. Появлялись руководители «штаба Абрамова», проводили видеосъемки, кричали в мой адрес оскорбления. Устиновская избирательная комиссия 10 марта целый день принимает решение по поводу внесения дополнений в информационный бюллетень по кандидату Абрамову. Огласили решение: «имеет опыт депутатской деятельности депутата Балезинского райсовета». Хотя он на момент избрания являлся действительным депутатом этого райсовета и был избран в 2002 году, что и следовало избиркому указать. Приезжают в Устиновскую комиссию Пчельников - секретарь Центральной избирательной комиссии УР, Пономарев - председатель центризбиркома (видеосъемки все у нас есть), в результате никому решение на руки не выдают, а в день выборов в бюллетенях значится запись: «имеет опыт депутатской деятельности». Дальше, по данным, которые в настоящее время проверяются (потому что звонок прошел из кабинета главы города), по указанию Виктора Васильевича Балакина, по личному требованию первого заместителя председателя Госсовета УР Александра Васильевича Соловьева были приостановлены все ремонтные работы в доме №31 округа, которые там проводились с осени, а не только в выборную кампанию. Почему кто-то решил злоупотребить служебным положением - тоже пусть разбираются правоохранительные органы. Потому что еще не успела в СИЗО скамейка остыть после Кожевникова, который теперь сидит. Пусть привлекают тех, кто дает незаконные указания... Что происходило в день выборов? В центре семья многодетным семьям выдают по 2 кг муки - это надо так сильно дискредитировать власть, чтобы снова вернуться к таким методам! Поведение директоров двух школ – №№32 и 50. Несмотря на видеосъемку, берут за руку избирателей, ведут в кабинет, называют фамилию (это все зафиксировано) и посылают к избирательным урнам. Дальше - на участке № 38 бюллетени без печати. Это вскрывается после того, как выборы уже закончились, выпадают бюллетени без печати, председатель комиссии тут же их штампует и говорит: «Извините, это мое упущение». Кроме того, бюллетени различного оттенка: голубые, зеленые, белые - такого в природе вообще не бывает. Дальше в этой же школе №32 прямо на глазах у всех мужчина выносит бюллетень. Ему говорят: «Остановитесь, вы должны волеизъявление произвести вот здесь, в кабинке для голосования». Председатель комиссии говорит: «Он имеет право думать, где хочет» и отпускает. Вы проходили через выборы и понимаете, вся «вертушка» включилась в полную мощь. Дальше по билетам, которые раздавались прямо на избирательных участках, в «Лайт зон», в «Дружбу». Кузнецова – зам. управляющего Пенсионным фондом УР, руководитель регионального отделения «Родины», стоит рядом с одним из кандидатов (Абрамовым) и раздает свои визитки. Кроме того, дает по 20 рублей на боярышник. По спиртному, по раздаче денег, вот это все зафиксировано. Только один факт привожу: секретарь избирательной комиссии, учительница начальных классов в присутствии всех подает деньги родителям 3 класса. Естественно, уже все наблюдатели возмутились, я выезжаю в эту школу, она плачет и доказывает мне, что это деньги «за питание детей». Я ей говорю: «Марина Николаевна, если бы родители должны были вам деньги, они бы вам их давали, а не вы им»… Я хочу указать фамилии тех депутатов, которые во время выборов были в округе. Работали там конкретно депутаты Госсовета УР: Антонов, Желнин, Агашин, депутат Гордумы Прозоров, и все это время у меня в округе находился вице-спикер парламента Александр Васильевич Соловьев. Вот кто этим преступным процессом руководил: или Александр Васильевич, или с кем-то? Вот пусть правоохранительные органы в этом разберутся. И мы вместе с нашими избирателями будем помогать им разбираться. Я сама видела, как один из имиджмейкеров подбегает к Александру Васильевичу Соловьеву, говорит ему что-то на ухо, и тот, как пацан, несется в школу №32. Я вынуждена с этой трибуны сказать, что помню, как Александр Васильевич, будучи еще руководителем «Удмуртавтодора», сидел у меня в кабинете, трясся, когда были определенные проблемы, и мне говорил: «Фания, помоги…»
В. В. Балакин: Ну, не этично это…
Ф.М. Федорова: Виктор Васильевич, я прошу не перебивать, я об этом расскажу позже.
В.В. Балакин: Не надо рассказывать…
Ф.М. Федорова: Одна газета написала, что не надо обижать дорожников. Обижать вообще никого нельзя, никого, а не только дорожников, а вот правду говорить надо, и я в ближайшее время намерена огласить правду и об Александре Васильевиче Соловьеве (как он попал в Государственный Совет УР), и о том, как у нас в республике достаются хлебозаводы. Я вынуждена буду обратиться по «Удмуртавтодору» в Счетную палату РФ и попросить провести проверку, потому что сегодня активы выводятся. Я понимаю, что прессе могут сказать, что не надо это освещать, но есть еще федеральные СМИ. И я вынуждена буду наводить порядок в округе. Я привела только вопиющие факты, их было предостаточно. Спасибо за то, что вы меня выслушали, и надеюсь, что ни у кого в округе такого беспредела твориться больше не будет.
В.В. Балакин: Спасибо, я думаю, что обсуждать мы ничего не будем, мы договорились только информацию прослушать…