фотоВ минувшем году «День» дважды посвящал 1-й РКБ большие критические материалы. Одни видели в этом заказ, другие благодарили за привлечение внимания к ее проблемам. Однако и те, и другие были уверены, что уже в 2006 году главную республиканскую больницу ожидают значительные перемены. Первая из них произошла в январе, когда был назначен новый главный врач. Юрий Викторович Горбунов согласился ответить на вопросы «Дня». Ни редакция «Д», ни сам Юрий Горбунов никак не ожидали, что это интервью станет его последним интервью в качестве главврача 1-й РКБ.
- Юрий Викторович, ситуация в 1-й РКБ в последние полгода никого не оставляла равнодушным. Когда вы соглашались ее возглавить, то до конца представляли себе, что она из себя представляет?
- Я посвятил медицине более 30 лет. Последние 7 лет работал проректором Медицинской академии по дополнительному и последипломному образованию. Поэтому контактировал со многими лечебными учреждениями. Часто встречался с главными врачами, и мне, наивному человеку, казалось, что везде примерно все одинаково. То есть ситуация в стране и ситуация в здравоохранении равнозначны. Я следил за становлением 1-й РКБ на всех ее этапах. Никогда не говорил про больницу плохо. Возглавив ее, я укрепился во мнении, что лечебно-диагностический процесс 1-й РКБ находится на должном уровне. Коллектив в основном выполняет свои задачи. По 2005 году госзаказ был выполнен на 101 процент. Что касается хозяйственного блока, то, конечно, я не знал той глубины проблем, в которую пришлось окунуться сейчас. За два месяца мне пришлось познакомиться с работой хозяйственного блока и людьми, которые его курируют. Посетив практически все здания, находящиеся на балансе больницы, я могу сказать, что требуется много как индивидуальной работы, так и средств по приведению в порядок и помещений, и коммуникаций.
- Когда вы знакомились с хозяйством, вас не удивило, что отделения больницы находятся не в одинаковом состоянии, хотя, казалось бы, денег всем выделялось одинаково мало?
- Да, я отметил этот момент. Если человек, занимающийся определенным направлением, действительно работает, то это заметно. Сразу принимать какие-то резкие кадровые решения я не стал. Команда, которая была до меня, пока во многом сохранилась. Хотя определенные выводы для себя уже делаю. Проблема ведь не только в подборе кадров. Нужно предложить свое видении стратегии развития больницы в целом. Понятно, что нужна очень серьезная работа по созданию комплексной программы материально-технического переоснащения нашей больницы. По ряду направлений требуется усиление кадрового состава. Аналитическая работа уже началась.
- Вы привлекаете для этого какие-либо внешние ресурсы. Как говорится, со стороны виднее?
По хозяйственному блоку это было сделано в первую очередь. Оценку ситуации проводили люди, не связанные с больницей.
- Правильно ли я понимаю, что произошедшие кадровые изменения в финансово-экономическом блоке больнице связаны именно с этой работой?
- Да. Конкретным основанием для принятия решения, например, по главному бухгалтеру был тот факт, что больница два года подряд заканчивала с кредиторской задолженностью. Здесь остается много вопросов. Анализ того, почему это происходило, продолжается. На сегодняшний день решение всех ключевых хозяйственных и финансовых вопросов замкнуто на мне.
- Не могу не спросить о модной сейчас теме нацпроектов? Готова ли главная республиканская больница к освоению тех масштабных сумм, которые ими предусмотрены?
- 1-ю РКБ они практически не затрагивают. Мы - учреждение республиканское, а национальные проекты в сфере здравоохранения заведены под муниципальные и детские больницы. Мы в этом празднике жизни не участвуем. Ситуация странная. 1-я РКБ - это многопрофильная больница, оказывающая высококвалифицированную специализированную помощь. Мы уже фактически выполняем функции тех мощных медицинских центров, которые в рамках нацпроектов еще предполагается построить по всей стране с нуля. Тем не менее, денег нам не дают. Почему выбрана именно такая стратегия, мне не понятно.
- Вам как специалисту нацпроекты в области здравоохранения непонятны только в этой части?
- Не только. Вот, например, участковому терапевту сейчас положили зарплату в 10 тысяч рублей. Не успели дать, тут же стали говорить, как собираются отнять. Мы у вас за это вычтем и за то урежем... У медиков не появилось уверенности в стабильности своего будущего. Врач - это ведь состояние души. Ему надо попасть в резонанс с больным, а его раньше унижали двумя тысячами рублей, а сейчас не успели дать денег, так сразу начали пугать.
- Новые зарплаты медиков - это сейчас одна из наиболее обсуждаемых и болезненных тем. Сколько получает заведующий отделением в вашей больнице, человек, который должен быть если не богом, то его заместителем, по соответствующему медицинскому направлению?
- Тарифная ставка такого специалиста составляет 2,5 тысячи рублей. На нее идут различные надбавки и доплаты (стаж, категория, ученая степень и т.п.)...
- Тысяч 12 выходит?
- Да что вы, 7, максимум 9. Человек, который 14 часов стоит у операционного стола, сейчас получает значительно меньше участкового терапевта. Конечно, нас просят немного подождать и говорят, что государство просто решило начать с самого первого врачебного звена и до специалистов очередь еще дойдет. От того, как скоро это произойдет, зависит многое. Например, сейчас есть серьезная проблема с хирургической специальностью, причем даже на студенческом уровне. Люди просто не идут. Знают, насколько это тяжелый труд. Хирург, в отличие от терапевта, даже теоретически не может после смены пойти и еще немного где-то подработать частной практикой.
- Поскольку мы заговорили о хирургии, не могу не спросить о том, какова ситуация здесь в 1 РКБ. В письмах читателей нашей газеты и при беседах со специалистами этот блок называли одним их самых проблемных подразделений больницы. Нет возможности для профессионального роста, люди уходят...
- Проблемой качества лечебно-диагностической помощи я занялся сразу после своего назначения. Были проанкетированы пациенты, проведен анализ историй болезни, хода лечения и т.п. Информация эта обобщена, и соответствующие выводы будут сделаны. Причем это касается не только хирургического блока. Сейчас завершается опрос врачей из районов республики. Мы просили их дать оценку качества работы наших специалистов. Полученные результаты станут основой для дальнейшей работы. Проблема с хирургическим блоком есть. Я это осознаю, и план конкретных действий у меня есть. По поводу тех, кто ушел. Увели лучших. И за них никто не боролся...
- У вас есть не только понимание имеющихся проблем, но и представление о тех ресурсах, которые вы можете привлечь для их решения?
- Думаю, да. Поиск, в том числе и кадровый, идет не только в Ижевске. Требования к людям, с которыми я работою, достаточно просты. Человек должен быть конкурентоспособен в профессиональном плане. Я много езжу, встречаюсь с людьми, обсуждаю проблемы, стоящие перед нашей больницей. Пути их решения есть. Только власти не должны лукавить. А то сложилась парадоксальная ситуация. Государство медицину и в рынок не пускает, и достойную зарплату ее работникам не платит. Как выжить? Брать с больного? Заводы продали, торговлю приватизировали, везде рынок, а здравоохранение как искусственный оазис. Но так ведь не бывает. В цивилизованный рынок медицину не пускают, а внятной идеологии и соответствующего финансирования не дают. Проблему «серого» вознаграждения медиков не решить в одночасье. Нужна продуманная и понятная людям система мотивации...
Когда верстался номер
Уже на завершающей стадии подготовки интервью к печати стало известно, что главный врач 1 РКБ написал заявление об уходе. По понятным причинам, мы не стали просить его комментировать это решение. Еще в ходе беседы, ставшей основой интервью, Юрий Викторович говорил, что считает для себя возможным работать лишь в том случае, если будет чувствовать поддержку и возможность реализовать свои замыслы. Очевидно, наступил момент, когда он понял, что обстоятельства сильнее его, и остался честен и как врач, и как управленец. Для 1-й РКБ уход Горбунова - плохая новость. Многие связывали с ним надежды на перемены. Его отставка означает, что все еще может повернуться вспять. Слухи вокруг больницы ходят самые неприятные. Например, говорят, что все большее число болезней высокопоставленным чиновникам рекомендуется лечить вне ее стен. А еще появилась совершенно дикая информация о том, что у 1-й РКБ якобы собираются забрать поликлинику, дабы передать ее в какую-то вновь создаваемую медицинскую структуру. Нелепость подобного решения очевидна лишь в том случае, если надеяться на сохранение больницы как уникального единого лечебно-диагностического комплекса, а не объекта для кормления узкого круга лиц. По слухам, список возможных преемников Горбунова насчитывает чуть ли не десяток человек.