А недавно в редакцию зашел житель Завьялова. Вячеслав Михайлович -пенсионер по вредному списку, работает в Ижевске, социальный проездной ему очень даже нужен, но в администрации района отказывают – говорят, «не положено». Как известно, Завьяловский район – пригородный. Даже вроде бы есть специальный закон о его статусе (или он только готовился), наподобие закона о столичном статусе Ижевска, что предполагает некоторое дополнительное финансирование из регионального бюджета. Трудно разъять этот социально-экономический конгломерат – Ижевск и Завьяловский район – настолько они пронизывают друг друга. Огромное число садово-огородных массивов ижевчан расположено на завьяловских землях. И ветераны Ижевска, заметьте, по социальному проездному ездят бесплатно на пригородных маршрутах в радиусе 50 км. Предприятия и хозяйства Завьяловского района обслуживают ижевчан, поставляют на продовольственный рынок столицы свою продукцию. Глава администрации (да, наверное, не она одна) имеет недвижимость в Ижевске. А Ижевск сплавляет в населенные пункты района своих бомжей. Не разъять и население двух муниципальных образований. У нас нет статистики, но это факт, что добрая половина трудоспособного населения райцентра и других населенных пунктов этого района постоянно работает в мегаполисе, а значит, там, по месту работы, платит все причитающиеся налоги. В этом числе – все работающие пенсионеры, кому позволяет здоровье и не дает сидеть дома «социально ориентированное» государство, определившее нищенский размер пенсии. Так называемые «просто» пенсионеры, то есть обладатели пенсионных удостоверений, не вошедшие в федеральный и региональный регистры, те, кто вышел на пенсию по возрасту, по выслуге лет, по вредному списку, досрочно, кому не положены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), кто полностью платит баснословные коммунальные платежи – вот именно им завьяловские чиновники отказали и в такой малости, как льготный проездной билет. Я изучила постановление правительства УР № 170 от 19 декабря 2005 г., подписанное Юрием Питкевичем, в котором перечислены федеральные и региональные льготники (ветераны, инвалиды, жертвы радиационных катастроф и политических репрессий, доноры крови), кому разницу в стоимости проездного компенсирует республиканский бюджет. А, точнее, эта стоимость ВЫЧИТАЕТСЯ из ЕДВ, или, по-другому говоря, получил ЕДВ - покупай льготный проездной сам. Иное дело Ижевск. Как мне сказали в управлении соцзащиты ижевской администрации, есть решение Гордумы № 30 от 22.12.2005 г. и постановление администрации г. Ижевска № 578 от 28.12. 2005 г., которыми защищены и «просто» пенсионеры, те, кто, не будучи в состоянии прожить на крошечные пенсии, вынужден работать, а значит, пользоваться городским общественным транспортом, стоимость единого проездного на который уже перешагнула 600-рублевый рубеж. А для большинства пенсионеров это примерно ¼ часть пенсии, если не больше. Этак, глядишь, на коммунальные расходы и вовсе не хватит. Не надо думать, что нынешние Гордума и администрация Ижевска пошли на эту меру из человеколюбия или из гуманитарных соображений. Просто вся «седая революция» началась в январе 2005 года с протестов именно против отмены бесплатного проезда на городском транспорте. Социальный проездной был центральным, самым болезненным вопросом многотысячных манифестаций. И его отстояли. Власти увидели, как говорится, в лицо тех, кого затронул вопрос о льготном проезде. И муниципалитет почел за лучшее «не связываться» с ними впредь. Себе дороже выйдет, ведь коснись сейчас снова этой темы, отними у «просто» пенсионеров столицы их социальный проездной, то ведь, пожалуй, уже и бить начнут. Другое дело – село. Эта извечная «серая лошадка» Удмуртии. Приказали – и все дружно проголосовали за «правильного» кандидата. Что с ними церемониться? Вот и оставили на бюджетах муниципальных образований лишь самые минимальные расходы на льготы по транспорту. Гайфуллина Надежда Владимировна, начальник отдела соцзащиты администрации Завьяловского района - Социальный проездной билет у нас точно так же, как в городе Ижевске, положен категориям, включенным в федеральный и региональный регистры. Простые пенсионеры, я не знаю, что там в городе Ижевске, потому что эти меры социальной помощи могут определяться муниципальным образованием, исходя из бюджета района. В Завьяловском районе пенсионеры по возрасту (женщины по достижении 55 лет, мужчины – 60 лет) имеют право покупать социальный проездной билет на свои деньги. Разница от выпадающих доходов предприятиям, предоставляющим льготу (то есть транспортникам), компенсируется из бюджета района. Этот порядок установлен постановлением администрации Завьяловского района № 55 от 27 января 2006 года. Получателей социального проездного в районе более 2 тысяч человек. Сколько вообще пенсионеров? Их очень много. Мы не задавались таким вопросом, сколько таких пенсионеров, тех, кому у нас никакие льготы не идут. С ходу сказать не могу, надо выборку делать. Наверное, думают, что им и за это «спасибо» надо сказать…