В январе 2006 года на территории Удмуртии собрано 3 млрд 688 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 1 млрд 222,3 млн руб. больше, чем в январе 2005 года, и в 1,4 раза меньше, чем в декабре 2005 года.По отношению к прошлому году общая динамика выглядит лучше, но это лишь благодаря тому, что в январе 2005 года положение с исполнением бюджета было совсем уж неважным. При этом сумма сбора налогов во все уровни бюджетов выросла по отношению к прошлогодним данным ровно на треть, однако 77,7 процента собранных на территории Удмуртии в январе налогов ушло в федеральный бюджет. С учетом поступивших обратно дотаций, субсидий и субвенций централизация бюджетных ресурсов составила 72,8 процента. Это больше, чем в январе прошлого года (69%). Причина сокращения налоговой доли Удмуртии связана с низкой долей налога на имущество организаций в общей структуре доходов, (в январе этот полностью остающийся в республике налог дал лишь около 5 млн рублей, в 2004 г. – 21 млн руб., в 2005 г. – 41,2 млн руб.), а также с сокращением по отношению к январю 2005 года поступлений акцизов и налога прибыль, на 6,2 процента и 20,9 процента соответственно. По сравнению с январем 2004 года уменьшение доходов от налога на прибыль выглядит еще более чувствительно – в 2,2 раза, правда, в тот момент бюджет Удмуртии недополучил крупные суммы от акцизов. Значительно выше по отношению к двум предыдущим годам оказались только поступления от налога на доходы физических лиц. Сбор подоходного налога в январе 2006 года (381,7 млн. руб.) на 23,4 процента превысил данные за январь прошлого года и на 15 процентов - показатель 2004 года. Впрочем, с учетом инфляции за два предыдущих года рост доходов граждан, заплативших эти налоги в бюджет, выглядит очень скромно. Поступления налогов в бюджет от мелкого и среднего бизнеса тоже возросли, рост составил 18,4 процента по отношению к январю 2005 года и 2,8 раза - к январю 2004 года. В 2 раза по отношению к январю прошлого года выросла и сумма доходов от платежей за пользование природными ресурсами (в т.ч. земельный налог). Высокая доля налогов в общей структуре доходов января объясняется отсутствием в первый месяц года в консолидированном бюджете Удмуртии таких источников, как поступления от продажи государственной и муниципальной собственности, а также прочих безвозмездных поступлений. В результате, помимо налогов, доходная часть бюджета Удмуртии в начале года строилась еще только на двух источниках: неналоговых доходах и помощи из федерального бюджета. Общая сумма федеральной помощи в январе получилась в 2,8 раза выше прошлогодней. При этом в отчетах уже появились следы денег, выделяемых на вошедшие в политическую моду «национальные проекты» - участковым врачам и медсестрам в январе должны были доплатить в целом по республике 17,4 млн рублей, а классным руководителям в общеобразовательных школах 44,5 млн рублей. По всей видимости, за счет этих доплат увеличение расходов на образование и здравоохранение в январе получилось чуть выше среднего роста расходной части бюджета Удмуртии. Самый большой рост оказался по статье «социальная политика» - 15 процентов, но это, скорее всего, потому, что в январе прошлого года республиканские власти фактически сорвали выплату компенсаций в счет «монетизированных» 122-м законом льгот. Почти на том же уровне, что и в январе 2005 года, остались расходы на содержание органов власти и управления (+0,8 %), и даже индивидуальная статья на содержание президента Удмуртии выглядит скромнее обычного – 353 тыс. руб. в январе. Сохранилась и тенденция прошлого года – повышенная «прокачка» бюджетных ресурсов по двум статьям: «сельское хозяйство» (+4,7 раза по отношению к январю 2004 года) и «транспорт» (+3,8 раза). Расходы бюджета на ЖКХ по сравнению с 2004 годом сократились на 30,4 процента и на 6,7 процента - по отношению к январю 2005 года, сегодня эта нагрузка легла на плечи населения. Возложив бремя коммунальных расходов на население, республиканские власти ссылались на высокий дефицит бюджета Удмуртии, однако в январе доходы превысили зажатые сверху расходы на 110,4 млн рублей (10,4%). При этом остатки средств на бюджетных счетах почему-то не выросли, а, наоборот, сократились почти на эту же сумму – 110,8 млн рублей. Куда делся этот денежный «массив» в сумме 221,2 млн рублей, данные официального отчета об исполнении консолидированного бюджета Удмуртии на 1 февраля 2006 года, обнародованного на прошлой неделе республиканскими властями, не отвечают.

Рейтинг налогов в январе 2005 года