Десять лет, наполненных торжественными перерезаниями ленточек, закончились фарсом – теперь бюджетную сферу ждет «оптимизация».О ней говорят все. В ней видят будущее. Оптимизация идет во всех сферах деятельности. 22 февраля президент Удмуртии Александр Волков, принимая участие в заседании коллегии Министерства образования и науки, говорил не о будущем образования и воспитании школьников, а именно об «оптимизации» бюджетных расходов.
По словам президента
По информации пресс-службы президента и правительства Удмуртской Республики, «Александр Волков подчеркнул, что программа оптимизации должна быть направлена на создание лучших условий для обслуживания населения… Снижение затрат на содержание объектов социального комплекса в большинстве населенных пунктов республики заключается в объединении «под одной крышей» учреждений образования, здравоохранения и культуры». В современные здания, которые используются с неполной загрузкой, заявил президент Волков, необходимо перевести детские дошкольные учреждения, библиотеки, фельдшерские пункты с тем, чтобы создать центры по «комплексному обслуживанию населения». «Особое внимание Александр Волков обратил на проведение программы в городах республики», - сообщает пресс-служба президента УР. «В Ижевске сейчас наблюдается острый дефицит детских дошкольных учреждений. В то же время общеобразовательные школы укомплектованы учащимися на 70 процентов. Перевод детских садов в школы является насущной задачей администрации столицы Удмуртии», - уверенно заявил президент Волков. В заключении президент Удмуртии подчеркнул, что органы власти и впредь будут «отдавать приоритет решению социальных нужд населения». Откуда взялись данные об «укомплектованности» городских школ только на 70 процентов, пресс-служба президента УР не сообщила.
По страницам истории
В качестве предыстории к оптимизации можно вспомнить апрель 2005 года, когда в республике состоялась комплексная проверка образования. Проводилось это мероприятие с подачи федеральных властей, проверяли, в том числе, и реализацию законодательства об образовании и продвижение Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Новое слово в Концепции, как и во всей перспективе развития страны – оптимизация. Итоги федеральной проверки по Удмуртии получились следующими: численность школьников сокращается. К 2010 году население в возрасте до 20 лет в республике сократится на 62.500 человек. В то же время к 2008 году намечается рост количества детей в возрасте до 9 лет. Двусменная система работы учреждений присутствует в большей части школ. Отличительная особенность Удмуртии - общий охват дошкольным образованием и воспитанием составляет около 80 процентов. В начальную школу более 90 процентов детей поступают из детского сада. Среди основных проблем школьного образования выделили следующие: снижается прием в 10 классы; не решаются в полной мере вопросы занятости выпускников 9, 11 классов; остается большим количество учащихся, ежегодно оставляемых на повторный год обучения; растет количество отчисленных из основной школы; остается острой проблема перегрузки учащихся. Как раз после подведения итогов этой проверки Главный федеральный инспектор по УР Александр Кобзев отметил, что, говоря об оптимизации системы школьного образования, нельзя сводить вопросы к сокращению материальной базы (количества учреждений), тем более что одной из основных задач Концепции модернизации образования является создание равных стартовых возможностей обучающимся перед каждой системой образования. Поэтому сегодня важно, с учетом передачи дошкольных учреждений в ведение муниципальных органов, сохранить базу и возможность получения дошкольного воспитания максимальному количеству детей. При этом, развивая формы предшкольного образования для оставшегося количества детей.
Все выше и выше
Чем выше поднимаешься по вертикали власти, тем более разговорчивыми и оптимистичными становятся собеседники. Попытки поинтересоваться у педагогов и руководства школ, как, собственно, они оценивают такие перспективы, каким образом представляют себе работу в новых условиях, не принесли, увы, никаких результатов. Тема быстро сходила на нет. Настоятельно рекомендовалось обратиться к кому-нибудь повыше: «пусть там рассказывают, как мы будем работать, а мы ничего не знаем». И добавляли, что школа в докомплектации не нуждается, работы более чем достаточно и в нынешних условиях. РОНО тоже говорило о своей некомпетентности в данном вопросе. На попытки «Д» узнать, какие учебные заведения настолько недозагружены, что к ним еще можно подселить детские сады и клубы, районные отделы народного образования отвечать не решаются. Руководство РОНО, ссылаясь на то, что в их компетенцию оценка положения школ по их загруженности не входит, советовало искать ответы «выше». Выше и ближе к образованию школьному и дошкольному оказались соответственно управления школьного и дошкольного образования г. Ижевска. Начальник управления дошкольного образования Тамара Андреева посчитала, что лучше всех в данном вопросе разберется заместитель главы администрации Сергей Протозанов, и сама от комментариев отказалась. Начальник управления школьного образования Валерий Шляфер сообщил, что вопрос с оптимизацией стоит несколько иначе. Оптимизировать собираются расходы бюджета на образование. Нормативная наполняемость классов сейчас составляет 22-25 человек. Компоновать плотнее собираются кружки и группы продленного дня. За счет этого сжатия городская администрация рассчитывает сэкономить на энергетических ресурсах. «Дни становятся длиннее, будут подстраивать расписание, как вариант возможно объединение на летний период школьных столовых, - поделился информацией Валерий Александрович, - закон при этом не нарушается, конечно, количество детей сократилось, но 62 процента школ продолжают работать в две смены». Из школ пока закрыта только одна - № 99, но для школьников уже приобрели автобус и возят их в соседнюю школу. «Бесплатно», - подчеркнул Валерий Шляфер. По словам начальника управления школьного образования, отдельно учитывается каждый момент, каждая ситуация. А что до расписания, так в первую смену по закону непременно должны заниматься только ученики первых и выпускных классов, остальных легко можно подогнать под нужды коммунальной оплаты. И вообще окончательное решение по вопросу оптимизации образовательных учреждений еще будет рассматриваться Думой в конце марта. Истинной в последней инстанции оказался Сергей Протозанов, он высказывание президента Удмуртии не опровергал, но напрямую и не подтверждал. Сергей Владимирович самым подробным образом, с примерами, рассказал, что же такое оптимизация. И даже подобрал к новому термину полный смысловой эквивалент – «поджаться». Смысл поджимания видится администрации города в сокращении расходов и повышении доходов. Собственно процесс поджимания уже начался, уже прикрыли учебно-методический центр «Перспектива», подселили методический центр в общеобразовательную школу, оптимизировали вечернюю школу, в микрорайоне Люли создали комплексное заведение «школа-сад-здравпункт». Пока никто не жаловался. Поджатие должно не только экономить энергоресурсы, но и приносить доход, поэтому освободившиеся после оптимизации здания, скорее всего, будут проданы на аукционах или сданы в аренду. Что, по словам Сергея Протозанова, должно способствовать пополнению бюджета. Вот только попадут ли вырученные деньги именно в сферу образования или нет, достоверно неизвестно даже Сергею Владимировичу. И, как объяснил заместитель главы администрации, предстоит оптимизация по всем фронтам: внутриотраслевая, межотраслевая, топливно-энергетическая. Анализируется каждая школа, каждое отдельно взятое учебное заведение. Да, есть идея при нехватке мест в детских садах размещать их в школах, но только при соблюдении всех санитарных норм и правил. Пока же «поджатие» еще не идет в полную силу, но поручения уже даны. Единственное, что не удалось узнать, так это то, что делать с подрастающими детьми потом. Сейчас им не хватает садиков, уже «оптимизированных» в период дикой приватизации, потом, видимо, не будет хватать школ. И куда в этом случае будут подселять школьников? Видимо, сразу в вузы…