фотоАлександра Михайловна Степанова более 35 лет проработала на «Ижмаше» и большую часть трудовой жизни отдала цеху № 86, где она была сначала обычной швеей, а потом, набравшись опыта, - швеей-закройщицей. За добросовестный труд неоднократно награждалась различными почетными грамотами и памятными подарками. Но, пожалуй, самая важная в ее жизни награда – Ветеран труда завода «Ижмаш», которая дала ей законное право на получение звания «Ветеран труда России». И если раньше, до введения в действие 122 закона «О монетизации», Александра Михайловна чувствовала защиту и поддержку государства, то вот уже второй год вынуждена в буквальном смысле слова ежемесячно проливать слезы от незащищенности и безысходности. В прошлом году она лишилась практически всех льгот. Да и новый, 2006 год, ознаменовался очередным «отказом» – ветерану труда было отказано в 50-процентной льготе на оплату за потребленный газ. В ее частном доме проведен газ, установлена газовая плита и газовый котел, который позволяет отапливать почти 60 кв. м. площади дома. Все израсходованные кубометры голубого топлива фиксирует счетчик. Все бы ничего и радоваться бы хозяйке такому подспорью в хозяйстве - дрова таскать не надо, газ обогреет дом. Ан, нет! Сидит Александра Михайловна в холодной избе, надев на себя одежду потеплее… А все потому, что вынуждена экономить. В начале февраля пошла хозяйка платить за газ, но была расстроена - 50-процентную льготу ей не дали, зато выдали новую форму счета-квитанции. «До этого мы платили за газ по абонентским книжкам, куда самостоятельно каждый месяц вносили показатели счетчика, - рассказывает пенсионерка. - Хорошо. Пусть будет новая форма отчетности перед газовиками. Мы, простые люди, такой народ – ко всему привыкнем. Сначала к книжкам, теперь – к бумажкам-квитанциям. Но почему нас лишают льгот? Вот, что не понятно».
Официально, но поздно
То обстоятельство, что с 1 января 2006 года оплата потребленного газа будет производиться на основании показаний счетчика, внесенных операторами центра расчета поставщика (ООО «Удмуртрегионгаз») в бело-голубые квитанции, жители Ижевска впервые узнали из СМИ и интернет-сайтов еще в конце 2004 года. Тогда абоненты были уведомлены и о смене поставщика газа «в связи с изменением государственной политики РФ в сфере поставок газа населению», при этом схема оплаты и заключения договоров оставались прежними. А вот теперь, спустя полтора года, привычные абонентские книжки заменяются на квитанции. Одиноко проживающие деды и бабульки отдаленных районов города не вникают в глобальный процесс смены поставщиков или руководства. Они узнали о нововведении совсем недавно, когда вместе с чеком об оплате в новом расчетном центре им вручили те самые «бело-голубые» квитанции, на которых голубым по белому даны объяснения всему происходящему. «РОАО «Удмуртгаз» и ООО «Удмуртрегионгаз» официально уведомляют своих абонентов об изменении с 1 января 2006 года порядка оплаты за потребленный сетевой газ. Поставщиком сетевого природного газа и стороной в ранее заключенных договорах (абонентских книжках) в части реализации газа является теперь ООО «Удмуртрегионгаз». Все расчеты будут производиться исключительно с этим предприятием по ежемесячно направляемым счетам-квитанциям». Однако, чтобы произвести оплату за газ в любом отделении Сбербанка РФ или отделении связи ФГУП «Почта России», для начала необходимо посетить расчетный центр по работе с населением, объявленный новым поставщиком «Удмуртрегионгаза», где предлагается произвести перерасчет, предъявив документы на льготы. Именно в этом, единственном на всю столицу республики центре, Александре Михайловне – ветерану труда России, выдали чек оплаты за природный газ без учета льгот. При этом пригрозили, мол, если вы, бабуля, не будете сообщать показания прибора учета (счетчика) 20 числа каждого месяца, газ может быть отключен. Сидит теперь старушка у окна и горюет: как ей жить дальше, ведь пенсии не хватит на житье-бытье, если ежемесячно платить за газ более 350 рублей.
Ждите ответа…
Слова сотрудницы центра расчета оказались не голословны. В обращении к абоненту сказано, что показания прибора учета газа необходимо сообщать лично в расчетный центр либо по телефону справочной службы 49-01-49. Именно по этому номеру телефона всем абонентам предлагается получить «квалифицированную консультацию и ответы на вопросы, касающиеся газоснабжения и оплаты сетевого природного газа», при этом для всех абонентов республики звонок абсолютно бесплатный. Пытаясь найти ответы на вопросы по предоставлению льгот ветеранам труда, я в течение трех дней пыталась «пробиться» по вышеуказанному номеру справочной службы, но мои усилия были тщетны. Дозвониться я так и не смогла. Возник резонный вопрос: как же тогда в справочную службу дозваниваются пенсионеры и инвалиды, которые не могут самостоятельно приехать за разъяснениями в центр расчета? Когда этот номер «Д» готовился к печати, в редакцию позвонила взволнованная Александра Михайловна и рассказала, что на днях ей пришла новая квитанция за потребленный в январе газ: «но ведь я платила за январские показатели в начале февраля, а теперь опять за январь платить нужно. Что же это такое происходит?» В начале января потребители платили за потребленный газ в декабре, значит, январские показатели проплачиваются (по логике вещей) в феврале. Однако в новой квитанции Александры Михайловны обозначена не только сумма, «по показаниям счетчика» за январь - 651 руб. 94 коп, но и льгота в размере 188 рублей 93 копеек. Но оплата-то, как ни крути, все равно идет повторно за одни и те же (январские) показания счетчика. И льгота далеко не 50-процентная. Тем не менее, «ветераны труда» имеют право оплачивать половину стоимости сжиженного баллонного газа, но не имеют такого права при расчете за сетевой природный газ.