Священное право феодала
Яркое свидетельство многоукладности не только отечественной хозяйственной системы, но и правового строя представили новости телекомпании «Новый регион» 19 декабря: «Движение по городу завтра будет затруднено из-за приезда нового полпреда ПФО Александра Коновалова. Точный маршрут следования не сообщается в целях безопасности». Как видно из вышеприведенного фрагмента текста, феодальная привилегия - езда без правил и ограничений, совсем не является историческим курьезом, а, напротив, предстает полноценной действующей нормой. Высказанная в новостях версия о том, что такое право предоставляется высоким чиновникам в качестве меры, обеспечивающей их безопасность, не выдерживает критики. Как ни крути, а Удмуртия не Дагестан и даже не юг России. Самой известной попыткой теракта в отношении высокопоставленного визитера является бросок камня балезинским подростком в сторону бронепоезда северокорейского вождя, проезжавшего несколько лет назад через Родниковый край. Очевидно, что лишь атавизмы демократической стыдливости заставляют неожиданное и масштабное перекрытие дорог называть мерами безопасности, а не священным и безусловным правом феодала.
Эта земля не продается
Взаимоотношения властей столицы Удмуртии и различного рода «инвесторов» от строительства с одной стороны, и жителей Ижевска, обремененных земельной собственностью в черте города с другой, наконец-то перешли в стадию публичных обсуждений и рассказов об этом в СМИ. Такая информационная открытость сразу позволила узнать массу интересного. Так, по сообщению «Нового региона» 15 декабря, на состоявшихся общественных слушаниях по генеральному плану Ижевска городские власти при продаже участков советовали «огородникам, да и владельцам частных домов, не прогадать - взять с инвестора столько, сколько действительно стоит их имущество». Более того, свежеиспеченный глава городской администрации Александр Ушаков объяснил людям, как избежать гибели их огородов: «Инвестор всегда просчитывает, и если непомерно высокую цену начинают просить за участок, миллионы рублей, инвестор никогда не купит и скажет – я не буду строить этот проект, потому что будет невыгодно, я не продам квартиры по такой цене». Что ж, теперь дело за малым - оставить людей в покое, а не грозить им судами и поджогами. Захотят - продадут, нет - взятки и откаты кое-кому придется вернуть.
Выбор скотников
Изучая в поисках материалов для данной колонки преимущественно ижевские источники, всегда оставалось чувство неполноты исследования. Номер глазовской газеты «Красное знамя» за 15 декабря, по счастливой случайности попавшийся на глаза, убедительно доказал, что жизнь бурлит, удивляет и восхищает своими проявлениями не только в столичных городах. Дабы читатель мог насладиться чистым первоисточником, приведу лишь один маленький текст, в котором, как в капле росы, отражается удивительный мир Глазова и его окрестностей, подаривших Удмуртии массу не менее решительных личностей, чем герои заметки под заголовком «Скотник меняет профессию»: «Заняться самой непрестижной работой, бросив серьезную, за которую раньше давали ордена и присваивали высокие звания, решили кожильские животноводы. Многие из них трудятся сейчас санитарами в больницах города. Автобус возит крестьян за 10-13 километров. Зарплата у санитаров такая же, как у скотников, но на новой работе селяне имеют два законных выходных».