фотоЧиновнику инкриминировалось 4 уголовных эпизода: две взятки, мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями. За этот год Бельцев стал третьим осужденным чиновником администрации г. Ижевска. Напомним, 20 июня бывшего начальника Горстроя Ижевска Александра Пушина Первомайский районный суд приговорил по статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) к двум с половиной годам условно, с испытательным сроком в три года. Дело также рассматривалось в особом порядке. Суд учел все смягчающие обстоятельства, в частности, то, что у г-на Пушина есть несовершеннолетний ребенок. Спустя три недели, 14 июля, судья Верховного суда УР Юрий Юровских вынес куда более строгий приговор начальнику управления имущественных отношений администрации г. Ижевска Сергею Кожевникову - семь лет строгого режима без штрафа за пять криминальных эпизодов по ст. 290 УК РФ (вымогательство и получение взятки).
Первый день судебного разбирательства
Автозак прибыл во дворик Октябрьского суда Ижевска в 9:45. Выгрузив пассажиров у одного корпуса, подъехал к другому. В числе прибывших оказался и Анатолий Бельцев. Ровно в 10:00 началось заседание суда. Бельцева проводили за решетку. «Клетка» представляла собой отдельный кабинет с обособленной дверью и «зарешеченным окном», которое выходило в зал суда. Такое расположение «кабинета-клетки» надежно «прятало» Анатолия Ивановича от журналистов. По просьбе Анатолия Бельцева, судебное разбирательство проходило в особом порядке. Особый порядок применяется в том случае, когда обвиняемый соглашается с выводами предварительного следствия, т.е. фактически признает свою вину по всем доказанным эпизодам, за что получает смягчение наказания.
«Серебряные ключи» - 70 000 рублей
28 апреля около семи часов вечера сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью при поддержке СОБРа ворвались в здание мэрии, где задержали руководителя аппарата администрации города Анатолия Бельцева. В этот же день директор «Серебряных ключей» должен был передать 30.000 рублей Анатолию Ивановичу в обмен на продление «помощи и покровительства» своему бизнесу. Еще в 2003 году за помощь в проведении согласований и установке 60 киосков по продаже чистой питьевой воды чиновник запросил 100 000 рублей. Первый «взнос» в 70 тысяч рублей предприниматель сделал в конце июня 2003 года.
«Уралтрэйд» - 110 920 рублей
Следователям удалось доказать еще один эпизод по ст. 290 ч.1 (взятка) УК РФ. Директор «Уралтрейда» 21 февраля 2005 года обратился к Бельцеву с просьбой посодействовать в выделении площади для строительства салона-офиса. В этом случае городской чиновник оценил свои услуги в 4000 долларов США. 25 апреля передача взятки состоялась в кабинете Бельцева. Конверт с деньгами предприниматель положил под папки на рабочем столе.
«Ниан» - 500 000 рублей
Самую большую сумму, фигурирующую в деле, г-н Бельцев получил от двух предпринимателей из предприятия «Ниан». В марте 2005 года они обратились к Анатолию Ивановичу с просьбой помочь приобрести земельный участок (бывший стадион «Металлист»). Чиновник обещал свое покровительство в этом вопросе взамен на «благотворительный» взнос в 500 тысяч рублей на реконструкцию Центральной площади Ижевска. Бельцев и предприниматели договорились передавать деньги по частям. Последнюю часть взноса г-н Сташков принес за день до ареста Бельцева. Эти деньги «на площадь» Анатолий Иванович бережно хранил у себя в кабинете. Это потянуло на статью 285 ч. 1 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Чиновник Пушин - 400 000 рублей
Начальник управления городского строительства администрации Ижевска Александр Пушин в «деле Бельцева» проходит как потерпевший по ст. 159 ч.3 УК РФ. Мэр города регулярно критиковал его за работу, и Пушин, по его словам, решил откупиться, обратившись за посредничеством к руководителю аппарата мэрии Анатолию Бельцеву. Тот якобы похвалил его за «правильное решение» и согласился передавать «транши» лично, но все полученные деньги присвоил себе. Деньги от Пушина в сумме 100 тыс. рублей Анатолий Иванович исправно забирал в апреле, октябре и декабря, в результате этот эпизод в его деле был квалифицирован как мошенничество.
Итого: 1.080.920 рублей
Почти все обвинение Бельцев простоял в «кабинете-клетке», ближе к концу этой процедуры судья вдруг решил обратить на это внимание адвокатов, и те знаком «посадили» своего подзащитного. Государственный обвинитель, прокурор Удмуртской Республики Борис Сарнаев, попросил суд осудить чиновника на 4,5 года лишения свободы в колонии общего режима, без штрафа, с лишением права занимать определенные должности на 2 года (по ст. 290 ч. 1 УК РФ (взятка, наказание - 3 года лишения свободы, с лишением права занимать определенные должности на 2 года); по ст. 285 ч. 1 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, наказание – 2,5 года); по ст. 290 ч. 1 УК РФ (взятка, наказание - 3 года лишения свободы, с лишением права занимать определенные должности на 2 года); по ст. 159 ч.3 УК РФ (мошенничество, наказание – 3 года, без штрафа). Адвокаты настаивали на том, что суд должен учесть чистосердечное раскаяние г-на Бельцева, помощь, оказанную им следствию, и предложили озвучить ходатайства, поступившие в его защиту. Прозвучали положительные характеристики за подписью ответственных должностных лиц администрации г. Ижевска, а также ходатайства ряда депутатов городской Думы Ижевска, Госсовета Удмуртии и руководства городского Совета ветеранов. Учитывая возмещение ущерба со стороны потерпевшего, а также хронические заболевания г-на Бельцева (которые обострились за 8 месяцев пребывания в СИЗО и потребовали постоянного наблюдения со стороны врачей), адвокаты подсудимого просили суд определить наказание «ниже низшего».
Второй день судебного разбирательства
Автозак – переделанная пассажирская «газель» подъехала к корпусу в 9:30. После того как дверь машины открыл конвой, из нее высунулась голова мужчины. «Че, Люба-то пришла?» - спросила голова у пожилой женщины, стоявшей у подъезда суда. «Не задерживаемся!» - строго сказал конвой. Тут из машины быстро выскочил г-н Бельцев. Воротник его был поднят, и в суд бывший управделами мэрии зашел как-то боком, закрываясь от теле- и фотокамер журналистов. Судья предоставил Бельцеву последнее слово. Речь его была тихой и недлинной, всего несколько минут. Выслушав подсудимого, судья удалился в совещательную комнату, из которой появился спустя примерно часа два. Приговор Бельцеву звучал так: «Приговаривается к 3 годам 6 месяцам исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать руководящие должности на 3 года». После всего услышанного адвокаты Бельцева выглядели довольно растерянными. Самого подсудимого в «кабинете-клетке» видно не было. Когда конвой его оттуда наконец вывел, состояние Бельцева было под стать его защитникам. От каких либо комментариев адвокаты руководителя аппарата отказались. После оформления необходимых документов, Бельцева пристегнутого наручниками к еще одному узнику СИЗО, погрузили в «газель». При выходе, увидев несколько видеокамер, осужденный замешкался, что позволило операторам сделать крупный план. Прицепленный к нему «попутчик» выругался, спешно поднял воротник и спрятал лицо. Государственный обвинитель, прокурор Удмуртской Республики Борис Сарнаев, после оглашения приговора дал краткий комментарий по только что рассмотренному делу: «Один из предпринимателей обратился, и - как плотину прорывает, и потом предприниматели пошли: что вошло в формулу обвинения - это доказанные факты». На вопрос, ожидаются ли в ближайшее время подобные громкие разоблачения чиновников, прокурор ответил, что будет и четвертый, и пятый и шестой, если чиновники не сделают для себя каких-либо выводов.
Последнее слово Бельцева
«Ваша честь, вину свою полностью признаю, глубоко раскаиваюсь в содеянном, сожалею о случившимся и поэтому считаю, что принял обдуманное и правильное решение содействовать следствию, дать правдивые показания. Готов понести справедливое наказание. Это поможет мне избавиться от негативного прошлого и в будущем честно жить и работать. Надеюсь, что мое чистосердечное раскаяние будет учтено при определении меры за те действия, которые я совершил. Мои нравственные переживания во время нахождения в следственном изоляторе в течение 8 месяцев отразились на состоянии моего здоровья. Оно ухудшилось, мой организм склонен к сердечно-сосудистым заболеваниям, прошу это учесть как смягчающие обстоятельства при вынесении наказания. Около 30 лет я находился на руководящих и хозяйственных должностях на заводе «Ижсталь», в комсомоле и, естественно, в муниципальных органах. Я старался работать добросовестно, имею награды и заслуги и считаю, что мое исправление и возврат нравственных ценностей возможен без лишения свободы. Поверьте мне, Ваша честь, я честным трудом смогу искупить свою вину».