фотоВ качестве одного из приоритетов при этом было названо здравоохранение, куда собираются вкачать десятки миллиардов ранее неприкосновенных бюджетных сверхдоходов. Одним из главных распорядителей этих денег является министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов. Не удивительно, что недавний краткосрочный визит в наш регион «отца монетизации» республиканские власти попытались максимально использовать для того, чтобы приземлить на территории Удмуртии хотя бы часть федерального финансового дождя. Благо, Александр Волков уже неоднократно заявлял о том, что именно на решении проблем здравоохранения будет сделан акцент в его любимом детище - текущей программе социально-экономического развития Удмуртии. Однако, выясняя, куда могут пойти выбитые в Москве деньги, и узнавая о персонах, которые будут их осваивать, убеждаешься, что круг людей, в которых будут инвестированы вожделенные средства, весьма ограничен. Думается, что со временем он вполне может быть очерчен в рамках двух-трех уголовных дел.
Вашу статью прочитали
В начале августа в нашей газете была опубликована статья «Бизнес на больных», посвященная 1-й республиканской клинической больнице. В том материале утверждалось, что это крупнейшее учреждение здравоохранения (которое просто в силу названия должно быть объектом особого внимания и заботы властей Удмуртии) находится в катастрофическом состоянии. Причиной тому стала фактическая приватизация больницы узкой группой лиц, которые ведут себя как временщики, но при этом пользуются покровительством и поддержкой высокопоставленных республиканских чиновников. Собственно говоря, обнародованные подробности быта 1 РКБ должны были вылиться либо в судебный процесс против «Дня» по обвинению в клевете, либо в громкий скандал с оргвыводами по административной линии. Три месяца спустя можно констатировать, что хотя августовская статья в профессиональных медицинских кругах и вызвала вполне определенный резонанс, положительный эффект оказался непродолжительным. Он длился примерно месяц, а потом все вернулось на круги своя. Возобновились пьянки хирургов на рабочем месте с ночевкой прямо в больнице и последующим проведением плановых операций в похмельном состоянии. Несколько улучшилось качество питания больных, но о том, чтобы сменить поставщика продуктов – фирмы, принадлежащие предпринимателю Хилалову - гражданскому мужу главного бухгалтера больницы Зайтуне Закировой, вопрос даже не ставился. Другой герой летней публикации, заместитель главного врача ГУЗ «1 РКБ» по хирургии Андрей Владимирович Кобелев тоже недолго тревожился за свою карьеру. Конечно, его совместный с семьей отдых в одном из тех сочинских санаториев, какой из-за высоких цен в пик сезона может позволить себе не всякий успешный бизнесмен, был несколько испорчен. Однако по возвращении выяснилось, что республиканская прокуратура, поначалу весьма заинтересовавшаяся подробностями его хозяйственной деятельности, внезапно утратила к ним всякий интерес. Возможно, это будет новостью для прокурора Удмуртии Бориса Сарнаева, но злые языки распространяют слухи, что потеря интереса работников его ведомства к данной теме произошла по просьбе одной высокопоставленной дамы. Ее с добрым доктором якобы связывают давние дружеские отношения, подкрепленные таким необходимым в наших суровых климатических условиях предметом гардероба, как шуба. Тот факт, что представители высшего эшелона власти Удмуртии с риском для карьеры честно отрабатывают презенты своей креатуры, несомненно, характеризует их с положительной стороны.
Быт и нравы
Августовская статья о главной республиканской больнице привела к тому, что меня стали находить люди, так или иначе с ней связанные. От них я узнал, что в 1-й РКБ грибком поражены практически все помещения и вентиляционные системы основного корпуса. За годы управления нынешнего руководства, как объект системы гражданской обороны, фактически уничтожено единственное в Удмуртии бомбоубежище для спасения больных, не подлежащих эвакуации в кризисной ситуации. Его оборудование разграблено, уничтожены системы жизнеобеспечения, коммуникации сгнили. В полную негодность приведен бассейн для лечения больных с травмами опорно-двигательного аппарата и больных неврологического профиля. В аварийном состоянии находится корпус радиологического отделения. Перечень потерь и разрушений можно продолжать еще очень долго. Впрочем, в нем не найдешь помещений, которые занимает руководство больницы. Там как раз все новое, удобное и качественное. Картину хозяйственной разрухи вполне органично дополнили сюжеты морального разложения правящей «элиты» 1 РКБ. Например, выяснилось, что получение места в общежитии медперсонала 1 РКБ для молоденьких работниц в большинстве случаев обусловлено интимной встречей с одним из заместителей главврача. Сей любвеобильный мужчина вообще очень охотно использует преимущества своего служебного положения. Его плановые дежурства скрашивают не только медсестры, но и дамы сердца из города, которым этот «потасканный мачо», как называют его отзывчивые сослуживицы, лично вызывает такси прямо к больнице. Последний раз это случилось 11 ноября. Все это было бы смешно, если не знать, к чему может привести длительное отсутствие на рабочем месте дежурной медсестры. То что пока ничего не случилось, вряд ли сильно обнадеживает больных стационара и их родственников. Уровень разложения и деградации 1 РКБ как комплексного медицинского учреждения удивительно контрастирует с успехами в обустройстве личной собственности ее руководителей. Дом заместителя главного врача 1 РКБ Андрея Кобелева находится в коттеджном поселке Крылатское, что по дороге в Аэропорт. Строение № 19 по улице Летной со стороны выглядит не очень броско, но при внимательном рассмотрении обнаруживаешь, что его цоколь отделан настоящим мрамором! О роскоши внутреннего убранства и собственном спортивном зале с тренажерами вообще ходят легенды. Если руководство республиканского здравоохранения не видит ничего необычного в том, что человек с зарплатой 10-15 тысяч строит и содержит дом стоимостью в несколько миллионов рублей, то может быть, им стоит попросить Андрея Владимировича проводить там семинары для работников отрасли. Кстати, чтобы не злоупотреблять его гостеприимством, об аналогичной услуге можно просить и главного бухгалтера больницы, чей коттедж по Сарапульскому тракту оценивается в сопоставимую сумму.
Все в курсе
«Ты не сообщил ничего нового. Удивительно, что об этом написали только сейчас, и не удивительно, что никакой адекватной реакции не последовало», - так обобщенно можно сформулировать мнение людей, знающих о ситуации в 1 РКБ не понаслышке. К ним я обращался, чтобы узнать, не были ли сгущены краски при описании падения и разложения некогда лучшей республиканской больницы. Более того, достоверность моих источников мне подтвердили на самом высоком уровне. Нет, это был не Минздрав УР, где не смогли оперативно ответить даже на вопрос, проводилась ли проверка по факту августовской публикации. Более содержательным получилось общение с Еленой Николаевной Волковой, помощницей вице-премьера правительства Удмуртии Натальи Хариной. Мне было известно, что по поводу ситуации в 1 РКБ и конкретно по Кобелеву к ней обращались врачи. Она доводила эту информацию как непосредственно до своей руководительницы, так и до министра здравоохранения, но безрезультатно. Впрочем, сама Елена Николаевна в телефонном разговоре опровергла факт личного обращения к ней врачей, но подтвердила: «Мы в курсе сложившейся ситуации. Это наша головная боль, и происходящее в главной республиканской больнице находится на контроле у руководства». В ответ на просьбу о подробностях этого процесса она сообщила, что «такие вопросы обсуждаются не по телефону, а с глазу на глаз». Подтвердила она и полную достоверность фактов, изложенных в публикации «Бизнес на больных». Закончилась наша беседа интригующей репликой: «О ситуации в 1 РКБ доложено, и принятие решения уже не зависит ни от Минздрава, ни от Натальи Алексеевны Хариной». Итак, выяснилось, что ни воровство, ни разврат, ни угроза жизни больным не являются достаточными причинами, чтобы ответственные чиновники решились принять оперативные меры. Впрочем, учитывая, что все вышеописанное происходит не первый год, страшно подумать, какое ЧП должно произойти, чтобы власти навели порядок в 1 РКБ. Может быть, пожар с большим числом жертв, по причине того, что окна первого этажа больницы намертво закрыты цельными металлическими решетками? Состояние 1 РКБ - это наглядное отражение всей системы республиканского здравоохранения. Она складывалась годами под непосредственным руководством тех людей, которые сейчас строят планы по освоению обещанных президентом России «инвестиций в человека». Однако если накачать деньгами ту же 1 РКБ в ее нынешнем или слегка измененном виде, то ничего, кроме всероссийского скандала и публичной информационной порки Удмуртии, не получится. Понимают ли это люди, которым предстоит решать судьбу главной республиканской больницы, покажет назначение нового главврача. По имеющейся информации, произойти это может еще до конца нынешнего года, и вариант сдачи погибающей больницы в очередное кормление совершенно не исключен.