Анна Морозова- Анна, что заставило тебя бросить все: родных, друзей, учебу в вузе - и отправиться в неизведанные края на поиски приключений?
- Меня всегда притягивали рельсы и шпалы, кнопочки в вагонах, стоп-краны, тетеньки в форме. А еще у меня была большая железная дорога с автоматическим поездом. Поэтому, сколько себя помню - всегда мечтала стать машинистом, но стала проводником. А если серьезно, все банально - влюбилась здесь безответно, мне стало душно в городе и одиноко, поэтому и уехала… Кстати, учебу я не бросила, а ушла в академ.
- Насколько я знаю, училась ты на филфаке. Как так, русская литература и железная дорога?
- Ничего удивительного, очень даже все завязано - Анна Каренина, например. Я вот и путевые записки писать начала, читаю иногда в радиорубке пассажирам, чтобы им не скучно было. Людям нравится. Плюс ко всему, материал для своей дипломной работы набираю.
- А сколько ты уже за пять лет проехала километров? Где побывала?
- Ну, если все сложить, то два раза вокруг земли получится. Почти кругосветное путешествие. На самом деле, когда едешь, не замечаешь ни времени, ни смены пространства. Пейзажи за окном меняются и люди, а ты остаешься. Засыпаешь в одном месте, просыпаешься в другом. А если все города и станции сейчас перечислять начну, где была, времени не хватит.
- Нашла ли ты конец света?
- Нашла, когда ездила в Заполярье, станция Новый Уренгой - конечная станция маршрута. А дальше пустота, пути не проложены. Степь да степь кругом, красота, но пугающая какая-то, неизведанная…
- Ты с таким интересом про свою работу рассказываешь, неужели трудностей не бывает, проблем?
- Вообще-то наша работа и есть одна большая трудность, но ведь волков бояться - в лес не ходить. А сейчас – особенно сложно, теракты часто случаются, крушения. Бывает, и насилуют проводниц, и убивают. Часто среди пассажиров самоубийства происходят. Недавно один проводник нашел бомбу, заложенную в поезде, вызвал отряд ОМОНа. Бомбу обезвредили, проводнику премию дали. Так что есть и доля героизма.
- А совершала ли ты героические поступки?
- Как сказать, бомбу я не находила, конечно, но пришлось однажды всей бригадой роды принимать. Иногда и просто словом можно помочь человеку, поддержать его. У меня была одна история. С севера люди часто едут с вахты. Вот сели пятеро «вахтовых». Пьют беспробудно. На каждой станции берут по бутылочке, а то и не по одной. Ночь, успокаиваться не хотят. Потом кто-то из них спать ложится, но нормально спать не может: постоянно падает со второй полки на первую, чуть бабулю не убил. Поднялся скандал. Я подсаживаюсь к ним и начинаю разговаривать «за жизнь». Что-то рассказываю о себе, спрашиваю у них. Говорят, что у них дома такие же дочки, внучки, как я. Я даже не просила их вести себя потише – сами как-то поняли. А бабулю на верхнюю полку переложили.
- Случалось ли тебе провозить каких-нибудь звезд, политиков?
- Не особенно часто, они же больше самолеты предпочитают. Но как-то везла я команду КВН «Дети лейтенанта Шмидта», так вот они всех пассажиров переполошили, танцы на столах в вагоне-ресторане устроили, смеялись всю дорогу. А группа «Серьга» как-то устроила всем бесплатный концерт, здорово было.
- А кого бы хотела ты прокатить?
- Мечтаю Жириновского в тамбуре запереть.
- Аня, расскажи про маленькие хитрости проводников?
- Про белье, что ли. Нет, сейчас мы использованное не выдаем. Бывало, конечно, раньше. Называлось оно «китайка», по второму разу, значит, шло. Но теперь с этим строго. Максимум, что можем себе позволить – свой чай заварить. Еще телефоны сотовые зарядить за определенную плату (50 рублей) и кое-какие штрафы выписать.
- Ты постоянно в разъездах, а как же личная жизнь?
- Если честно, то у меня есть друг, тоже проводник. И вообще на железной дороге много таких пар. Часто, конечно, бывает, что супруги разъезжаются в разные концы света по работе, но многие находят выход из этой ситуации. Есть целые бригады по подобию шведских семей. Если муж и жена едут в разные рейсы, то муж передает свою супругу в руки другому мужчине, как раз из такой семьи, и наоборот. Такое вот социально-сексуальное содружество, какой-никакой выход. Существует таких бригад по России большое количество, я даже знакома с одной, но вступать в их ряды не хочу. Или другой пример, очень много мужчин и женщин с нетрадиционной ориентацией, почти 30%, и занимают они в основном вышестоящие посты, как правило, начальники поездов.
- И многие об этом знают?
- Конечно, почти все, секрета из этого не делает никто. Вообще на железной дороге совсем другая жизнь, ко многим вещам относишься проще.
- А как твои родители относятся к такой нелегкой работе?
- У меня семья большая. Я человек неспокойный, всегда всех тереблю, поэтому, когда уезжаю, они просто счастливы. Любовь же проявляется на расстоянии. И потом, всегда приятно, когда тебя кто-то провожает, а потом встречает. Я, знаете ли, даже удмуртский акцент успела полюбить.
- Кто в основном работает проводниками?
- Люди из пригорода, где много не заработаешь, часто учителя попадаются, много людей с высшим образованием, врачи, воспитатели детских садов - все профессии. У нас же зарплата в среднем от 7 до 15 тысяч. Вот и идут люди. Я по этой же причине из Ижевска уехала, куда бы я пошла там после вуза – в школу за две тысячи. Вообще сравнивать начала, кому на Руси жить хорошо, и решила, что обратно точно не вернусь. Кстати, из Ижевска многие бегут в Екатеринбург, Пермь, Самару, Москву и так далее.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы работать проводником?
- Во-первых, это умение общаться с людьми. Вагон – маленький дом, ты в нем хозяин, а пассажиры – гости. Так вот, несмотря ни на что, необходимо быть гостеприимным хозяином, иначе станешь изгоем вагона. Во-вторых, нужно уметь трудиться. Ведь профессия проводника заключает в себе все возможные профессии: пожарный, уборщица, посудомойка, врач, психолог и др. Как-то мне попались два пассажира, один из которых, по его рассказу, родился на Сатурне, а другой — на Венере, так что без юмора тоже нельзя, пропадешь. Или вот ночью на полустанке пьяные французы провожали пьяного же француза. Он садится в поезд, веселый очень. Что-то по-своему лопочет, а по-русски ни слова не понимает. О том, что бывают плацкартные вагоны, даже и не слышал. Ищет дверь. Дверь ему надо! Хорошо в соседнем вагоне проводница иностранный язык знала - еле как объяснили, что к чему.
- Часто ли на железной дороге пассажиры подвергаются опасностям криминального характера?
- Почти в каждом поезде есть сопровождение, по 2-3 милиционера. Поэтому у нас относительно безопасно. Но бывают дополнительные поезда на летнее время, где сопровождение не предусмотрено. А в этот период как раз самый сильный пассажиропоток, все едут в отпуска, у всех с собой крупные суммы денег. Вот в это время и начинает свою работу так называемая «36 форма» - мошенники, картежники, карманники. Они работают по два-три человека, молодые парни. Заходя в вагон, они так и говорят проводникам – «36 форма». Это является их визиткой. Предупреждать никого из пассажиров мы не смеем, иначе просто-напросто можем лишиться жизни, за молчание они нас не трогают. Также мы должны предупреждать их о том, есть в вагоне милиция или нет. Иногда органы работают вместе с ними, но очень редко. Прятать от «36 формы» деньги даже и не стоит, все равно найдут. При мне женщина спала в обнимку с сумкой, а проснулась - в сумке кошелька нет.
- Это в вагоне, а на вокзале?
- На вокзале и перроне работают «каталы». Они просят людей в спешке обменять крупную сумму денег якобы для того, чтобы купить билет, а в кассе нет сдачи, поезд отходит. Вот люди и ведутся, в итоге мошенники обсчитывают их на крупную сумму денег, а потом исчезают. Поэтому пассажирам всегда нужно быть бдительными и самим отвечать за свои вещи и поступки…
- Ты готовишься к экзамену на повышение квалификации, будешь ездить в вагоне бизнес-класса?
- Мы по-своему называем его «земным самолетом». И условия, и стоимость одинаковые. В каждом купе - кондиционер, телевизор с видеомагнитофоном, есть «интернет-вагон», посуда фарфоровая. А у проводниц фирменных составов есть шанс стать Королевой железнодорожной магистрали, так вот, это моя вторая мечта, после Жириновского.