Казан давший название  сталице Татарстана. Еще он символизирует место основания Казани.Казань встретила нас моросящим дождиком. Сойдя на перрон, отметили - быстро реставрируют соседи-татары. Всего шесть месяцев - и просторное здание пригородных касс, оснащенное по последнему слову техники, обслуживает приезжих. Но перейдя дорогу по направлению к Колхозному рынку, узнаешь прежнюю Казань. Давно нежилые дома, бродячие собаки, стойкий запах общественного туалета, намалеванные в человеческий рост номера телефонов всевозможных «досугов» («теперь и для дам!!!»). Как говорят в Казани – «Здесь Путина не было».
Где был Путин
Конечно же, Путина провели по вновь отстроенной Петербургской улице. Это вторая после Баумана пешеходная улица Казани. На ее месте совсем недавно была улица Свердлова. Видимо, и во время визита главы государства она была еще не совсем готова. При нас там шлифовали каменные скамейки, «достукивали» каменную мостовую. Строители покрикивали на зевак, не стесняясь в выражениях. Остается только сочувствовать жителям окрестных домов. По их словам, даже после праздника они живут как при стихийном бедствии: грязь, пыль, перебои с водой, светом и т.д. Некоторым досталась компенсация: приглашения на скачки на приз Президента РФ и на открытие Ледового дворца. К сожалению, среди них не оказалось наших собеседников. Дойдя до места, где должен быть памятник дружбы Питера и Казани, мы увидели только следы, от него оставшиеся. За сине-белыми предупредительными лентами мужчина в комбинезоне работал с отбойным молотком прямо по середине не то постамента, не то самого памятника… Хлопая глазами, девушка, на добровольных началах проводившая экскурсию, сказала: «Он же недавно был здесь…». Но тут подошла пожилая женщина и спросила, где здесь Парк тысячелетия. «Парк Миллениум? - переспросила наш гид – Сразу через дорогу». «Значит, через дорогу, и там написано «линолеум». Спасибо!» - поблагодарила нас бабушка и галопом понеслась в указанном направлении. Мы поспешили за ней в парк. Раньше на этом месте были торговый ряд, небольшие магазинчики. Сейчас территория огорожена, проход через КПП. Территория парка небольшая, что-то вроде нашего сквера у Вечного огня. Заметно, что траву «положили», некоторые «коврики» сильно выгорели. Пройдя несколько клумб, выходим на аллею голубых елей, посаженных главами регионов. Не найдя елку, посаженную президентом Удмуртии, немного расстраиваемся. Подходим к фонтану, символу миллениума. Около фонтана-казана гуляет свадьба и собачки. За ним обнаруживаем продолжение аллеи. Ну вот, нашлась! В этом ряду предпоследняя елка – елка главы Удмуртской Республики. «Ну ладно хоть елка, а не береза», - вздыхают мои попутчики и кивают на соседние деревья. Рядом, тоже главами посажены березки. Судя по жухлым листьям, саженцы не прижились.
Что не успели, то прикрыли.К вечеру добираемся до Кремля. Несмотря на поздний час, территория не закрыта. Любуемся эффектно подсвеченной мечетью Кул Шариф, со стен Кремля - панорамой города. За час до поезда решаем прокатиться на метро. К слову, сами жители Казани на метро предпочитают не ездить, как следствие указать ближайшую станцию затрудняются. Спустившись на станцию «Кремлевская», стоим в очереди из таких же, как мы, туристов. Кто-то шутит: «Прямо очередь в театр». «Метро построили за 8 месяцев, билет на одну поездку стоит 7 рублей, всего на линии 5 станций, в день открытия Казанское метро посетило примерно 35 тысяч человек», - вслух читают все стоявшие в очереди полезную информацию на стене кассы. «Все равно не окупится оно у них», - злорадствуют гости Казани. Вот в наших руках оказались пластмассовые зеленые кружочки-жетончики, через турникет спускаемся к перрону, с которого уходит единственный поезд. Ожидая его возвращения, фотографируемся. К нам подходит милиционер и строго, но с улыбкой говорит: «Фотографировать нельзя! Стратегический объект!». Мы делаем вид, что прячем фотоаппараты. Но ожидание поезда тянется долго, и мы снова начинаем фотографироваться. Ну вот, поезд вернулся, машинист важно переходит из ставшего последним вагона в первый. Мы заходим в вагон. У наших попутчиков, наверное, как и у нас, на лицах глупые улыбки – мы едем в Казанском метро. «Все равно не окупится», - продолжает ехидничать тот же голос. Всем вагоном выходим на следующей станции «Площадь Тукая», поднимаемся к выходу в город и вступаем в переходе в неглубокую, но широкую лужу. На этом наш «путинский маршрут» заканчивается.
Туристы и горожане
«После пятого сентября будет и для вас праздник, а пока покиньте город», - примерно так сказали жителям Казани городские власти. Видимо, поэтому по городу ходят лишь группы пожилых иностранных туристов, парочки приезжих из соседних регионов и попрошайки. Последних должны были вывезти за пределы города, где для них был построен палаточный лагерь. Но, видимо, потихоньку они возвращаются, ведь такую возможность заработать упускать нельзя. При нас прилично одетому мальчику иностранец «подал» 500 рублей. Тот отбежал, достал из-за пазухи пакетик, из него пачку таких же купюр, все аккуратненько сложил и поспешил дальше «работать».
Сувениры
Не досталась нам главного сувенира: небольшого круглого камня с нарисованным Путиным в тюбетейке, за 60 рублей. После торжеств на лотках остались лишь традиционные тюбетейки, четки, каменные кругляши с видами Казани да коты-копилки со слоганами «Казанский кот – все сбережет». Даже национальную сладость «чак-чак» мы нашли лишь в третьем по счету специализированном магазине.
Гостинницу «Казань» реставрировать даже не пыталисьКроме мантов, других блюд национальной кухни в местных заведениях общепита мы не нашли, зато на каждой странице трафаретом было выведено «Казани 1000 лет» и изобиловали различные пирожки с обязательной «курягой». Кстати, главные водки юбилея «Ханская» и «1000 лет Казани» к нашему приезду тоже уже не продавались.
Дяди Степы
Как свидетельствуют жители города-юбиляра, через каждые сто метров на центральных улицах города во время юбилея стояли милиционеры. Нам этого парада увидеть не удалось – от их присутствия осталась только разметка: белой краской на асфальте ровно через каждые сто метров был начертан, видимо, порядковый номер «поста». Милиционерам удалось задержать четырех «женщин в черном» - шахидок. Об этих происшествиях говорят шепотом, и каких-то официальных подтверждений этим фактам найти не удалось. Не удалось увидеть и знаменитый милицейский разговорник. Сами аборигены говорят, что эти брошюрки стали лучшими сувенирами о юбилее и поэтому быстро исчезли. Скорее всего, все 11 тысяч экземпляров русско-английско-французско-немецких разговорников были проданы или обменены на товары народного потребления. Кстати, за знание языка милиционеры получали прибавку к зарплате 1000 рублей. Все встреченные нами милиционеры выглядели довольно внушительно и устрашающе. Удивительно, но все они были высокие, как на подбор. Так что приходилось смотреть на них снизу вверх, а не наоборот, как в Ижевске. Первый же подход к представителю МВД позволил выяснить, что с этими людьми хорошенько поработали. Представьте себе: улыбка до ушей, добрые глаза, ласковый голос - сама обходительность: «Конечно, пожалуйста, не заблудитесь, лучше пройти вот здесь»… Но после нескольких подходов начинаешь понимать, что милиционеры просто расслабились - главный визит они уже отработали, а сейчас они такие же туристы, как и мы.