Мамакабо - главная сценаС гастролями Андрей Баранов объездил более 40 стран мира. Он был участником концертов в зоне ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, играл на свадьбе дочери короля Иордании Хусейна I, работал в Армии спасения вместе с матерью Терезой. Как гитарист сотрудничал со многими известными исполнителями – с Андреем Козловским, Олегом Митяевым, Александром Малининым, с группами «Кукуруза», «Грассмейстер», «Любэ» и другими. Идея организации этого фестиваля по аналогии со знаменитой «Грушенкой» принадлежала друзьям музыканта. На нем были представлены коллективы и отдельные исполнители различных музыкальных стилей, от фолка до джаза, не вписывающихся в отдельный жесткий формат. «Мамакабо» – название единственного альбома Андрея Баранова, и означает оно на языке жителей острова Провиденс приветствие и пожелание счастливого дня. Фестиваль, проходящий на берегу живописной речки Итель, собрал около четырех тысяч человек, как участников и организаторов, так и слушателей, приехавших из различных уголков страны – Москвы, Нижнего Новгорода, Иваново, Чебоксар, Йошкар-Олы, Казани, Самары, Ульяновска, Перми, Тюмени и даже солнечного Магадана. Наиболее представительным оказался ижевский десант, разместившийся в палатках, разбросанных по всей поляне. На фестивале «Мамакабо» действовало две сцены - главная, с обилием звуковой, световой аппаратуры и проекционным экраном, где вечером и ночью проходили основные концерты участников фестиваля, и так называемая сцена «на пеньках», где каждый желающий мог записаться у организаторов в очередь и выступить перед публикой, каковая присутствовала чаще всего в небольшом количестве. В принципе послушать концерт можно было, не выходя из палатки. На обеспечение правопорядка были брошены все силы милиции города Волжска, включая и работников местной паспортно-визовой службы. На специальном бронированном автобусе приехали йошкар-олинские ОМОНовцы, которые слонялись по многочисленным тропам фестиваля, нередко останавливаясь, чтобы послушать виртуозную игру музыкантов. Особенно привлек их внимание пермский лагерь, где находился целый оркестр африканских там-тамов и каждую ночь начиналась шаманская мистерия с воплями и танцами вокруг костра, поучаствовать в которой приглашали всех желающих. Люди в форме сначала подозрительно косились на происходящее действо, потом стали весело похлопывать в ладоши в такт барабанному бою. На фестивале можно было непринужденно пообщаться с музыкальными «звездами» российского и мирового уровня. Например, ижевские студенты пригласили к себе в лагерь лучшего акустического гитариста России Ивана Смирнова, который шесть лет был солистом в «Арсенале» Алексея Козлова, и поиграть с ним блюзы у костра. Приятное впечатление на «Мамакабо» произвели и наши девушки - ижевский фолк-ансамбль «Тылобурдо», принявший затем участие наряду с музыкантами из Германии и США в гала-концерте на церемонии закрытия фестиваля. Там-то организаторы «Мамакабо» заявили о проведении выездных фестивалей-концертов в других городах России, которые будут проходить ежегодно. Этой чести пока удостоились только три города – Самара, Вологда и Ижевск, который музыканты планируют посетить уже этой осенью.
Илья ТИЩЕНКО

Сарапульские умельцы
«Душа радуется от созерцания красоты. Поэзия… Все пропитано мощью и смыслом…» - такими словами открывается книга отзывов на выставку сарапульских мастеров в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и народных ремесел.

- Подобные экспозиции в традиции Центра, вслед за Сарапулом будет выставляться Красногорский район, - говорит директор Центра Рафхат Каримов, - таким образом мы пытаемся сохранить и поддержать самобытную культуру народов Удмуртии и не дать ей раствориться в современном мире. Отличительной чертой традиционных ремесел Сарапульского района является повышенный интерес к декоративному оформлению деревянных домов. Так, специально для потомков сейчас фотографируют наличники в старинных домах, а затем изготавливают их макеты в натуральную величину. Наличники вырезаны очень тщательно, с большой любовью к делу. Для сличения с оригиналом приложены и сами фотографии. Есть среди экспонатов макет дома Федора Стрельцова, который был построен в конце 19 века. Это подлинный образец деревянной архитектуры в стиле «модерн». Его хозяин - один из основателей Сарапульского краеведческого музея и автор многих книг по краеведению. Настоящий дом достигает высоты 17 метров и наряден, словно дворец. Даже в уменьшенном виде это впечатление не пропадает. Помимо архитектурных и декоративных экспонатов, представлена прекрасная вышивка крестом. Вышитое полотно с символикой города Сарапула поражает своим размером, трудились над ним сразу несколько человек. По красоте его превосходит разве что вышивка бисером. Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов. Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9-12 вв. К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В Сарапуле сейчас создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке. Наиболее интересным экспонатом, на мой взгляд, на выставке была национальная одежда, выполненная по этнографическим образцам. Серые льняные скуфьи произвели глубокое впечатление именно благодаря тому, что мало походили на псевдо-фольклорные, ярких анилиновых тонов наряды. От них веяло чем-то настоящим, подлинным и вечным.
Елена Головина

Этнофутуризм жив
С 15 по 18 августа в Удмуртии пройдет юбилейный, 10-й традиционный ежегодный Международный этнофутуристический фестиваль-симпозиум «Артана».

В прошлом году фестиваль проходил в июне и назывался «Юр-Яр», что в переводе на русский очень близко к слову «ура!» - экстатический или боевой клич. Праздник собрал более 80 активных участников из Татарстана, Башкортостана, Коми, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Карелии, Пермской области, Красноярского края, Эстонии, Финляндии, Венгрии. Запомнился он не только экзотическими выступлениями коллективов приехавших гостей, но и шокирующей акцией Макса Веревкина сотоварищи (см. №29 от 15 июля 2004 г.) под лозунгом «Боевой клич этнофутуристов вызвал эрекцию у творческой молодежи». Что на этот раз приготовили современные художники, пока неизвестно, но цели организаторов «Артаны» (Миннац УР и городская некоммерческая организация «ОДОМАА») остаются высокими. Посредством фестиваля его организаторы и участники хотят попытаться сохранить коллективное самосознание этнокультуры удмуртов, проживающих в городской среде и на территории Сарапульского и Вавожского районов, где, к слову, и развернется основное действо фестиваля - путем провоцирования и активизации у них этнокультурного самосознания и конфессиональной идентичности. Горожане, как надеются идеологи фестиваля, обретут вновь гармонию культурных первозданных отношений, а селяне приобщатся к футуристическим всплескам городской культуры на основе традиционной народной культуры с заимствованиями лучших мировых культурных наработок, не выезжая в крупные мегополисы, а у себя дома. Каждая делегация примет участие в перформансе на своем родном языке. Таким образом, само действо будет представлять собой единый узел-переплетение с удмуртскими, русскими, эрзянскими, мокшанскими, эстонскими, финскими, коми разговорами, песнями, прибаутками, пословицами и поговорками. «Артана» – это всевозможные формы и пути популяризации национальной кухни и национальной этнопретерической культуры. Это создание в деревне мультикультурного центра с последующей раскруткой его как места этнофутуризма и творческой дачи художников и творческих людей. В фестивале примут участие творческие люди из Удмуртии, финно-угорских регионов России, Эстонии, Финляндии.
Анна Калачева