фото Если рядового, самого обычного горожанина спросить, что такое биллинговая компания, то вряд ли он сможет дать какой-либо вразумительный ответ. Тем не менее, это понятие прочно вошло в жизнь всего цивилизованного мира. Возможно, скоро накроет и нас.
Что это такое?
Биллинг - это весь комплекс мероприятий, направленных на оказание платной услуги по измерениям, обработке результатов и проведению платежей абонентов, к примеру, являющихся потребителями жилищно-коммунальных услуг. Потребителей обслуживает биллинговая компания (расчетно-кассовый центр). Как правило, биллинг осуществляется для абонентов, которые являются конечными потребителями ресурса. Во всем мире к биллинговым компаниям относятся как к суровой необходимости. Поскольку такая система все-таки позволяет не распылять свое время и семейный бюджет. И человек рассчитывается за все потребляемое количество горячей воды, электроэнергии и отопления с одним-единственным оператором, который и должен гарантировать своему клиенту полную прозрачность расчетов и качество предоставляемых услуг. И, тем не менее, биллинговая компания - это коммерческая организация, которая является посредником между потребителем и реальным поставщиком услуг. А кто такой посредник? Это тот, кто, прежде всего, заинтересован в извлечении максимальной прибыли при сборе средств с населения, а также в отсрочке платежей поставщикам услуг (в задержке средств - дополнительная выгода: страшно подумать какие проценты можно накрутить при задержке хотя бы в недели две). И потом, в условиях, когда сборы с потребителей далеки от 100%, а потребители все же получают услуги «на все сто», биллинговая компания работает по факту: оплатил 94%, то и получи услуг на 94%. Так почему же, если биллинговые компании, которые так притягательны для коммерсантов, все еще не вошли в наш обиход? Все просто. У городского бюджета нет денег на широкомасштабное переоборудование существующей инфраструктуры. В какой-то мере виноваты и сами жители, не воспринимающие жилищно-коммунальные услуги как товар, который можно покупать в зависимости от потребности. Ну, и кроме всего прочего, пока у нас нет законов (на уровне федеральном), которые хоть как-то бы регламентировали процесс осуществления биллинга. И все же уже известны попытки завязать биллинговые отношения в жилищно-коммунальной среде. Пока, к сожалению, неудачные - примером тому служит недавний скандал в Пермской области.
Как всегда
В 2003 году в Перми появился новый сборщик коммунальных платежей - биллинговая компания «Инкомус ФТ», за свою работу компания получает комиссионные в размере 2,8% (в пересчете на весь город сумма немаленькая). Эта структура контролировалась администрацией области. Вопросы к «Инкомусу» возникли только в середине прошлого года, когда проверка деятельности компании депутатами Пермской городской Думы выявила следующий факт - в договорах между сборщиком и жилищными службами отсутствуют сроки перечисления денег. В результате на счетах оператора на целых три недели задерживались суммы порядка 70 миллионов рублей. Что происходило с этими деньгами все это время, пермские парламентарии так и не смогли выяснить. После чего деятельностью «Инкомуса» заинтересовалась областная прокуратура. Вполне естественно, что, обнаружив такое вопиющие нарушение, депутаты потребовали от мэра Перми в кратчайшие сроки (до 1 января 2005 года) провести конкурс на нового сборщика коммунальных платежей. А в качестве бонуса вернуть в городской бюджет проценты, полученные компанией при использовании остатков денег на счетах. Тем не менее, конкурс не проведен до сих пор. В администрации Перми это объясняют тем, что в городской бюджет не были заложены средства на проведение подобного мероприятия. Депутаты же Гордумы считают, что отказ мэрии - всего лишь формальный повод. Как сказал депутат Денис Ушаков в интервью изданию «КоммерсантЪ-Прикамье», в результате конкурса в Перми должна была появиться организация с большей прозрачностью коммунальных расчетов. В данный же момент даже поставщики тепла (ООО «Новогор-Прикамье») не знают, сколько начислено и получено за поставляемые услуги. А сейчас в кулуарах республиканских властей усиленно муссируется идея создания в Удмуртии биллинговой компании, подобной «Инкомусу». Что дальше? А дальше - ломка всей существующей системы расчетно-кассовых центров и политика распределения коммунальных денег по остаточному принципу - так, как скажет обладатель «золотой» акции биллинговой компании. С уверенностью можно утверждать только то, что из этого ничего путного не выйдет, и подобное мероприятие обернется очередными неприятностями не только для коммунальщиков, но и, в конечном счете, для всех жителей Ижевска.
Гидравлические испытания начинаются
С целью подготовки инженерных коммуникаций и объектов городского хозяйства к работе в осенне-зимний период 2005-2006 годов в Ижевске проводятся плановые отключения горячего водоснабжения в связи с проведением гидравлических испытаний и ремонтных работ на теплосетях.

1. С 1 по 7 августа – гидравлические испытания тепловых сетей на прочность и плотность от ТЭЦ-1. При этом будет отключено горячее водоснабжение: улица Ленина – Сивкова – Воровского – Либкнехта – Промышленная (588 зданий). А также в центральной части города: от улицы Горького до улицы Красногеройской – Кирова – 9-я Подлесная – Пушкинская (1188 зданий). С 8 по 18 августа – ремонт оборудования станции ТЭЦ-1. Горячее водоснабжение будет отключено: улица Ленина – Сивкова – Воровского – Либкнехта – Промышленная, и в центральной части города - от улицы Горького до улицы Красногеройской – Кирова – 9-я Подлесная – Пушкинская (1800 зданий). 2. С 25 по 31 июля – гидравлические испытания тепловых сетей на прочность и плотность от ТЭЦ-2, с 1 по 14 августа – ремонт оборудования станции ТЭЦ-2. Горячее водоснабжение будет отключено в микрорайонах: Восточный, Аэропорт, Буммаш, Север, северо-западная часть городка Металлургов, Ипподромный, Кардиология (около 1700 зданий). 3. С 15 по 22 августа - гидравлические испытания тепловых сетей на прочность и плотность от котельной ОАО «Ижавто», с 22 августа по 5 сентября – устранение повреждений и восстановление схемы для подачи теплоносителя на улице Ворошилова. Горячее водоснабжение будет отключено в микрорайонах по улице Ворошилова, 8-м Восточном микрорайоне, поселке Старки. 4. С 3 июня по 1 августа – капитальный ремонт теплотрассы от улицы Постольской до ЦТП-9, со 2 по 4 августа – гидравлические испытания и ремонт теплотрассы от улицы Постольской до ЦТП-9. При этом будет отключено горячее водоснабжение в домах, запитанных от ЦТП-9, ЦТП «ВВиТ» и ИТП «Зеленая» (поселок Машиностроителей, дома с 1 по 112).
Спрашивали – ГЖУ отвечает
Совсем недавно жители Октябрьского района обнаружили в почтовых ящиках синенькие книжечки с логотипом Горжилуправления на обложке. В этом небольшом справочнике, подготовленном специалистами ГЖУ, можно обнаружить практически все ответы на вопросы, которые только могут заинтересовать ижевчан.

И, наверное, самые актуальные из них касаются нововведений Жилищного кодекса - как управлять многоквартирным домом и на чем можно сэкономить. Книжка рассказывает, прежде всего, о том, кто считается собственником в многоквартирном доме, а также о способах управления таким домом. Справочник дает исчерпывающую информацию по проблемам капитального ремонта – на что расходуются деньги, которые платят горожане. Средства собирались с 1-го сентября 1997 года по 31 декабря 2003 года. Здесь же описан объем работ, выполненных за истекшие шесть лет. Особенно много вопросов у людей, как правило, бывает связано с непониманием того, что написано в платежке – поэтому в брошюре скрупулезно и очень подробно расшифрована каждая строчка. Так, прочитав, можно узнать, что такое «номер счета», где найти обслуживающую организацию и что входит в плату «за содержание жилья», «ремонт», «перерасчет». Полностью описаны коммунальные услуги и из чего складывается сумма платежа. Кроме всего прочего, в справочнике можно найти информацию, как сэкономить на коммунальных услугах: как и кто устанавливает счетчики горячей и холодной воды и расценки платы за коммунальные услуги по этим самым счетчикам. Как считают в ГЖУ, основная цель выпуска таких брошюр – обеспечение постоянной связи с населением, а это необходимо, чтобы ижевчане понимали, что городское жилищное управление – это одна из немногих организаций, которая на деле защищает права и интересы граждан в жилищно-коммунальной сфере. Скоро эта брошюра появится в каждой квартире муниципального жилищного фонда Ижевска. Разносить их будут сотрудники жилищно-ремонтных предприятий. Найти этот справочник можно будет также в любом из районных отделов управляющей компании.