фото «Ты представь себе, - говорит мой знакомый, - как только проходит сколько-нибудь сильный дождь, мне на другую сторону улицы без резиновых сапог не перебраться. Приходится сына на шею сажать. Ни одна «ливнёвка» не работает». (Живет он на Пушкинской, ниже разворотного кольца, где центральная улица примыкает к району «болота».) «Ливнёвками» у нас в народе ласково именуют ливневые канализации. Я бы сам ни за что не подумал, что это серьезная проблема города, если бы меня однажды в районе Старого аэропорта с головы до ног из огромной лужи не окатила машина, мчащаяся на бешеной скорости, и тут же исчезла из поля зрения. Не смертельно, конечно, но ужасно неприятно. Думаю, многие меня поймут. Мне стало интересно - захотелось узнать, а где еще в городе с пешеходом могут поступить подобным образом. Проще всего, мне показалось, обратиться в одно из ижевских транспортных предприятий, например, в ИжГЭТ. Но здесь меня постигла неудача. После получаса «переведения стрелок» от одного телефонного начальника к другому, мне, наконец, посчастливилось заполучить номер Службы движения. Еще полчаса нажимания кнопок (телефон Службы был постоянно занят) - и вот очередная секретарша сообщила мне, что «прессой у них занимается заместитель генерального». Вдохновленный таким поворотом событий, я неожиданно осекся. В течение двух дней трубку никто не брал. Может быть, это такой специальный телефон для прессы? Или тема ливневой канализации для ИжГЭТа - табу? В Управлении благоустройства и транспорта люди оказались более разговорчивыми. «Не знаю, почему тема «ливнёвок» вас так заинтересовала, - сказал мне его главный инженер Сергей Сорокин. - Для города есть вопросы более важные и насущные». Таким «важным и насущным» оказался вопрос состояния городских дорог. Оказывается, в Ижевске за последние 15 лет (!) не было проложено ни одной новой дороги. «Залатываем старые», - резюмировал Сергей Алексеевич. И, тем не менее, «залатывание» не всегда приводит к желаемому результату. Так, администрация Ижевска не раз обращала внимание на не слишком профессиональное поведение дорожных строителей. Замечаний к ним у заказчика накопилось немало. Дороги ремонтируют с грубейшими нарушениями технологии. Работают в дождь, кладут асфальт в лужи, оставляют после себя беспорядок. Административно-техническая инспекция недовольна таким ремонтом, только повлиять на дорожников никак не может. Вообще по всем нормам асфальтовое покрытие после ямочного ремонта должно служить, как минимум, год. Однако, по прогнозам Административно-технической инспекции, такая заплатка продержится от силы три месяца. И все же вернемся к нашим «ливнёвкам». Ливневая канализация - это очень сложная система. Помимо самих труб, она состоит из дождеприемников и сливных колодцев. Сюда же врезаются дренажные и внутриквартальные системы. «Ливнёвки», как правило, выходят во всевозможные овраги и мелкие речушки. Естественно, что вся дорожная грязь, волей-неволей, стекает сюда. «Ливнёвки» часто засоряются. Чистить – тоже не большое удовольствие. Однако без такой работы наш город постепенно бы превратился в одну огромную лужу. Но основные проблемы все-таки происходят в одних и тех же местах. Среди таких «неблагополучных» мест Сергей Сорокин назвал улицу Ленина в районе реки Карлутка (в этом дождливом сезоне засор здесь уже случился), а также перекресток улиц Ленина и Коммунаров. Перекресток улиц Южной и Молодежной и район завода «Нефтемаш». «На очистку ливневых канализаций город выделяет около полумиллиона рублей, - рассказал Сергей Алексеевич. - Но особо беспокоиться не стоит. Скорее всего, в следующем году в силу вступит Генеральный план благоустройства города. В нем, кстати, предусмотрены ремонт и реконструкция очистных дорожных сооружений». В дебрях удмуртского «рунета» я обнаружил любопытный документ, мудрено озаглавленный «Методика для определения результатов по содержанию объектов внешнего благоустройства города Ижевска» за подписью начальника Управления благоустройства и транспорта Алексея Закурдаева. А в нем черным по белому написано, что «нормой качества содержания дорог» в летний период является отсутствие «стоячей воды на проезжей части дороги». Говорят, что иностранцы строят свои дороги немного иначе - слегка выпуклой формы. Благодаря этому, вода не застаивается, а спокойно стекает, не запруживая проезжую часть. Мы же, имея во главе республики строителя, к повсеместной российской беде плохих дорог добавили огромные лужи, которые «не проехать, не пройти». Может, пора решить хотя бы одну из них?
С рабочим визитом
Рабочая поездка начальника ГЖУ Николая Костина по объектам, требующим особого внимания, стартовала со стройплощадки у дома №16 по улице Советской. Николай Николаевич нахлобучил белую именную каску, и осмотр начался.

Дом №16 - ровесник первых пятилеток - знаменит тем, что в 2003 году он стал последним в городе, где буквально незадолго до отмены федеральным правительством сборов с населения платы на капремонт стал возможен комплексный ремонт всего здания. - Первоначально у нас планировался только выборочный ремонт отдельных конструктивных элементов, - пояснил Николай Костин. - Но когда начали разборку дома, обнаружили, что все перекрытия прогнили и их надо менять на сто процентов. Окна также пришли в полную негодность. Так что объем работ значительно увеличился. Если меняем перекрытия, надо менять перегородки, внутренние двери, поэтому мы решили строить в соответствии с требованиями СНиПа по энергосбережению. То есть утепление стен, применение пластиковых труб, вентилируемая крыша с металлочерепицей, окна из ПВХ со стеклопакетами. Работы по утеплению стен фасада с использованием многослойной теплоизоляционной системы «Изотекс» уже проведены. Все будет выглядеть эстетично и очень по-современному с сохранением исторической архитектуры. На площадке гул, шум – стройка вступила в завершающий этап. В обновленные первые два подъезда жильцы въехали перед новым годом. К сентябрю, обещают строители, займут свои законные квартиры жители двух последних подъездов. Как раз к началу отопительного сезона. По песку, цементу и доскам нас провели к четвертому подъезду. Поднялись на второй этаж. На лестничной площадке женщина-маляр усиленно возила кистью по ступеням. - Культуру наводим? – поинтересовался начальник ГЖУ. - Угу, - немногословно ответила женщина, не отрываясь от работы. Квартира здесь почти готова. Интерьер скажу сразу – меня поразил. На потолке – плитка, окна – пластиковые. А обои – какого-то нежно-розового, пушистого цвета. И самое главное – на полу настоящий деревянный паркет, не какой-нибудь линолеум. Те, кто вернутся, наконец-то, в эту квартиру, вряд ли будут разочарованы открывшимся видом и уж точно простят ГЖУ за двухгодичное временное проживание в маневренном фонде. - Практически они въезжают в абсолютно новый дом, - сказал Валерий Семенов, замдиректора «Домстроя» - фирмы-подрядчика. Следующим пунктом поездки стала теплотрасса около дома №199 по улице Удмуртской. В данный момент она представляет собой огромный котлован. На дне котлована – трубы, краны, бетонные плиты. - Жители окрестных домов недостатка в горячей и холодной воде не испытывают, - отрапортовал директор ЗАО «Удмуртия-инжиниринг» Тимофей Баландин. – Но работы вести надо: никаких ЧП зимой случиться не должно. По данным службы 072 на 6 июля горячей воды нет в 328 из трех тысяч городских домов. Причина – ремонтные работы и подготовка инженерных коммуникаций к отопительному сезону. Неполадки и в самом деле есть, признает Николай Костин. Но тут уже ничего поделать нельзя – слишком обветшали теплосети. Замена их потребует слишком больших вложений. Сделать все разом – для города невозможно. Единственный вариант, по словам коммунальщиков, чинить день за днем самые проблемные участки. Однако Николай Николаевич пообещал, что к началу отопительного сезона ни один дом в городе не останется без горячей воды. Следующая остановка для журналистов – дом №11 в проезде Редукторном. Здесь обслуживающая организация «Ижкомцентр» проводит текущий ремонт в подвале и ремонт кровли. Вслед за начальником ГЖУ все дружно спустились в грязный, темный и влажный подвал. Здесь полностью меняют разводку вплоть до элеваторного узла. Именно от нее зависит, как будет поступать тепло в квартиры, когда отопительный сезон официально начнется. Из подвала – на девятый этаж. Город как на ладони. Неутомимый Николай Костин прошелся по крыше, проверил ливневую канализацию. И добавил: - Вообще в городе такого ремонта требуют более 600 кровель. И если не зацикливаться только на крыше, то около 80% жилищного фонда Ижевска требует ремонта в той или иной степени. Здесь речь уже идет о сумме более чем в 5 миллиардов рублей. Естественно, никто таких денег нам сразу не даст. Поэтому будем делать только то, что сможем. И на что хватит. Но сделаем обязательно. Извините, мне надо ехать дальше, - сказал напоследок Николай Костин. – Проблемы в нашей отрасли были, есть и будут, а отопительный сезон в Ижевске никто не отменял. Еще много объектов, которые необходимо проверить.