Ошибка, сделанная когда-то на папке с бумагами мэра, возможно, была пророческой. Позиция всех основных фигурантов удмуртской политики по этому вопросу давно известна. Президент Волков – принципиальный противник всенародных выборов и не раз высказывался о желательности назначения мэра Ижевска депутатами Гордумы по представлению главы республики. К его сожалению, такой вариант прямо противоречит федеральному законодательству. Мэр Балакин, как правило, был осторожен в высказываниях на этот счет, но всегда мягко констатировал преимущество всенародно избранного мэра перед назначаемым кем-либо администратором. В конце концов, с выборностью мэра Ижевска, похоже, смирился и Александр Волков. 13 апреля официальный печатный орган республики «Известия УР» опубликовали разработанный городскими властями проект нового Устава муниципального образования «город Ижевск». Теперь до 1 июля депутаты городской Думы Ижевска, «учтя» замечания и предложения компетентных инстанций, общественных организаций и населения, должны принять окончательную редакцию. Предполагалось, что она не будет принципиально отличаться от уже опубликованного текста проекта Устава. Похоже, что многое изменилось в семь вечера 28 апреля, когда сотрудники РУБОПа вывели из здания городской администрации задержанного по обвинению в получении взятки руководителя аппарата мэрии Анатолия Бельцева. Арест третьего за последние несколько месяцев чиновника, естественно, значительно испортил стартовые позиции казавшегося безальтернативным мэра Балакина. Надо полагать, что такой шаткой ситуацией не преминули воспользоваться сторонники варианта с назначением. По информации «Д», негласное решение на этот счет президент Волков обсудил в узком кругу в конце прошлой недели, в начале этой началась рабочая проработка вопроса, в том числе на уровне города. Аргументы сторонников отказа от выборов понятны – в сегодняшней ситуации идти на выборы рискованно. Выборная кампания с учетом случившегося может оказаться слишком затратной, а ее итоги не очевидны. Это, надо полагать, понимает и Виктор Балакин. Подписанный в октябре прошлого года федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» с поправками, внесенными в него в апреле нынешнего года, в принципе, дает правовую возможность уйти от «войны» на выборах, правда, и мэр в этом случае получится не тот, что нынче. Полномочия «первого лица» города должны будут претерпеть значительные изменения.
Выдержки из Федерального Закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ» (N 131-ФЗ, принят Госдумой РФ 16.09.03 г., одобрен Советом Федерации 24.09.03 г., подписан Президентом РФ 06.10.03 г.)
Статья 36. Глава муниципального образования

2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем представительного органа муниципального района.
Статья 37. Местная администрация
2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. 3. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 4. В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. 5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Статья 44. Устав муниципального образования
8. Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Статья 84. Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период
1. Выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу настоящей главы, проводятся в порядке и сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований, за исключением случаев: - продления или сокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».