фото Мятеж, ввиду своей успешности удостоенный звания революции, склоняется в колористическом отношении к желтому цвету и тюльпану в качестве символа. Вероятно, ранее невинный хит Наташи Королевой, певшей полтора десятка лет назад про 'желтые тюльпаны, вестники разлуки:', теперь имеет все шансы стать неофициальным гимном победившей оппозиции. Впрочем, если ее лидерам не удастся подобрать брошенную самым образованным и либеральным из среднеазиатских президентов власть, то всем будет не до песен и символов.
Знаешь ты сам, как жесток этот прозрачный намек:
Редакционные статьи государственных изданий и тексты заявлений официальных лиц накануне падения режимов 'управляемых демократий', вне всякого сомнения, нужно издавать отдельными сборниками. Вряд ли существует более назидательное и вразумительное чтение для тех, кто считает себя политически бессмертными: 'Провалившись на выборах, оказавшись неспособными завоевать уважение и доверие народа конкретными идеями и делами, ряд наших безответственных оппозиционеров встали на путь силового навязывания обществу своих интересов. Этот скользкий путь чреват опасностью потери оппозицией и без того низкого авторитета в обществе. Хотел бы соответствующим личностям напомнить, что в политике надо учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, не прибегая к кулачному праву', - этот фрагмент из выступления Акаева на первом пленарном заседании Киргизского парламента - Жогорку Кенеша четвертого созыва хоть завтра с минимальными правками можно печатать в 'Удмуртской правде'. Через два дня президент бежал из своей резиденции, причем сделал это раньше, чем оттуда эвакуировали женщин-сотрудниц. Нет смысла подробно описывать сходства и различия между нынешним и предыдущими сценариями падения режимов 'управляемых демократий'. Все происходило на наших глазах, и каждый может выбрать себе соответствующее его умонастроению объяснение: от наивной веры в торжество народной демократии до всеобъемлющего мирового заговора. Обратить внимание стоит на другое. Уход в небытие этих режимов (чем-то он напоминает массовый падеж членов Политбюро ЦК КПСС начала 80-х годов прошлого столетия) нигде не привел ни к вакууму власти, ни к социальной катастрофе.
Не так страшна оппозиция, как ее малюют
Все режимы разной степени авторитарности культивируют мысль, что оппозиция им неконструктивна и не готова к тому, чтобы принять властные полномочия. Якобы люди, называющие себя оппозиционерами, всячески декларируют свою неприязнь к действующему лидеру, но при этом даже не пытаются объяснить, в чем принципиальное отличие предлагаемого ими курса. К любым инициативам оппонентов властная элита относится пренебрежительно. При этом тех, кто представляет реальную опасность, пытаются тем или иным образом изолировать. Между тем после прихода к власти этих 'никчемных' людей выясняется, что они, по меньшей мере, не хуже управляют страной, чем их предшественники. Ситуация в Киргизии остается очень сложной и неопределенной, но там Акаев просто бросил страну в критический момент и никто из его команды даже не попытался обеспечить хотя бы минимальную управляемость в этот момент в стране. Сейчас этим занимается оппозиция, действительно слабая, но оказавшаяся куда более ответственной. Грузинские, украинские, киргизские события не могут не оказывать влияние на внутриполитическую ситуацию в России и ее регионах. Слишком много типологически общего у них в формуле власти. Главное это то, что никаких серьезных гарантий собственности вне власти на постсоветском пространстве не существует. Все скоропостижно скончавшиеся в последнее время режимы болели хронически и ни в малейшей степени не стремились к выздоровлению. Недужили они столь долго, что со временем появилась возможность называть их существование стабильностью. Невозможно не заметить, что определение 'стабильность' в контексте рассуждений о том, что все в порядке и ничего менять не надо, подозрительно часто стало звучать в отношении внутриполитической ситуации как в России, так и в Удмуртии. По Родниковому краю ситуация достаточно очевидна. Зоопарк в качестве стратегического приоритета на фоне ужасающего состояния больниц и роддомов - это диагноз. Потенции к трансформации режим Волкова не имеет, а требование пересмотреть бюджет и мирную 'осаду' Госсовета президент считает антигосударственной деятельностью. На уровне России все гораздо сложнее. Проблему 2008 года Путин еще не решил. Окончательный стратегический выбор им, видимо, еще не сделан. В списке очередников на революцию ('арбузную'?) следующим значится Азербайджан. Хорошо бы на этом дефицит вменяемости у властных элит бывшего СССР и закончился.
из сообщений СМИ
Большая часть требований к власти - это политический блеф, рассчитанный на доверчивую публику. Лидеры оппозиции, как люди прагматичные, хорошо понимают, что власть со своими оппонентами договариваться ценой досрочной отставки президента и отмены итогов парламентских выборов не станет. Поэтому то, что 'демократическая оппозиция' в действительности делает, заключается в использовании уличного насилия и иностранной помощи (в основном с Запада) для того, чтобы обойти весь демократический процесс и принудить страну к принятию тех, кто только что был отвергнут ею через парламентские выборы. Правительство Кыргызстана гордится прогрессом демократии в Кыргызстане и не позволит насильственной толпе одержать верх над демократией. Правительство Кыргызстана ожидает, что зрелые демократии Запада поддержат кыргызскую демократию и главенство закона.
'Слово Кыргызстана', 23 марта 2005 года

Секретный архив покинувшего Киргизию Аскара Акаева изъят в ночь на понедельник из его кабинета в Бишкеке, заявил присутствовавший при этом член комитета Госдумы по безопасности Александр Хинштейн ('Единая Россия'). 'Выемка производилась официально правоохранительными органами Киргизии, и я при этом присутствовал. Среди большого количества документов, написанных рукою Акаева по-русски, в частности, обнаружены финансовые ведомости, из которых следует, кто конкретно и сколько выделял финансовых средств президенту и какие суммы были выделены его администрации для проведения парламентских выборов на тех избирательных участках, где баллотировались ставленники президента', - утверждает депутат. Хинштейн также сообщил, что 'обнаружены дневники Акаева, который он вел на русском языке'. 'Дневники свидетельствуют о сложившейся в этой стране разветвленной системе поборов и взяток на самом высшем уровне', - отметил депутат.
Интерфакс, 28 марта 2005 года

Аскар Акаев все знал заранее. Но не верил...
Аскар Акаев заранее знал, что в Киргизии готовится 'бархатная революция', знал, кто ее финансирует, но так и не верил, что она произойдет. О своей убежденности в том, что она невозможна, он говорил во время своего январского визита в Москву на встрече с руководителями российских СМИ. Акаев считал, что пользуется поддержкой народа, причем не только на севере страны, но и на юге, где проживает многочисленная узбекская диаспора. Он был убежден, что у оппозиции нет яркого лидера, который мог бы получить поддержку более чем 3-6% населения, и что только его кандидатура является компромиссной для севера и юга Киргизии. В январе Акаев привез с собой в Москву сына Айдара, чтобы представить его московской элите как кандидата в депутаты парламента, первый тур выборов в который состоялся в феврале. В марте состоялся второй. 'Те, кто раскручивает у нас революцию, уже придумали ей название - 'революция тюльпанов'. В марте, когда будет второй тур выборов в парламент, у нас цветут тюльпаны. Цвет революции выбран желтый, потому что тюльпаны в природе, дикие - желтого цвета', - сказал Акаев редакторам газет в январе. Перед вчерашним штурмом на центральной площади действительно были женщины с желтыми цветами, но не с тюльпанами, а с нарциссами. Не было у реальной киргизской революции и единого цвета: желтый присутствовал, но не доминировал. По словам Акаева, деньги для оппозиции на финансирование 'бархатной революции' в Киргизии поступают извне. Он даже назвал конкретные каналы - организацию Freedom House и другие международные организации по поддержке демократии в развивающихся странах. Акаев специально отметил, что Фонд Сороса в Киргизии таким каналом не является. 'Freedom House имеет самую крупную в Кыргызстане типографию, в которой печатаются все оппозиционные газеты', - сказал он. Акаев не скрывал, что зависимость Киргизии от кредитов Международного валютного фонда и Всемирного банка в каком-то смысле связывает ему руки в отношении деятельности международных организаций на территории страны. Но в то же время он демонстрировал уверенность, что на почве Киргизии революция цветов не приживется. Акаев несколько раз повторил, что киргизы - потомственные кочевники и не так подвержены радикальным идеям, как более 'европеизированные' народы Украины и Грузии. 'Если у нас будет революция, то она не пройдет так спокойно, как на Украине. Будет гражданская война. Кыргызстан расколется на север и юг... Меня сейчас поддерживает 42%, причем особенно на юге. В Кыргызстане вы таких призывов, как на Украине - 'Кучма - геть!', не услышите. Здесь никто не кричит 'Долой Акаева!', - говорил на той встрече президент Киргизии. Всего два месяца спустя толпа демонстрантов на площади перед резиденцией президента 24 марта кричала: 'Акаев, кет! (Акаев, уходи)'. Акаев сказал в январе, что от России ожидает только 'моральной' поддержки. В пятницу Владимир Путин заявил, что Акаев может рассчитывать на то, что его примут в России.
РИА 'Новости', 26 марта 2005 года