Наша справка
Зоя Лебедева Зоя Лебедева - член Союза художников Удмуртии, родилась в 1957 г. в деревне Бураново Малопургинского района, в 1980 окончила Московскоеучилище прикладного искусства; с 1981 работает в Удмуртии; участница республиканских и межрегиональных выставок; работает в жанрах: 'флортекстиль', ткачество, различных видах прикладного искусства.

Их 'этнографизм' придает столице Удмуртии неповторимый шарм 'эксклюзива', задает как норму высокую степень духовной свободы. И, как во все времена бывало, за творческую свободу художник расплачивается личной и материальной неустроенностью - это уже только о Зое (о других не скажу - не знаю). Но не это - стержень ее повседневности, она будто и не с нами в одном времени живет. А то ли чуть впереди, то ли чуть позади. Наш разговор состоялся в ее мастерской, где она и ведет уроки труда, поскольку в данный момент своей жизни работает преподавателем технологии в Гуманитарном лицее N44. Кругом стоят короба с разноцветными лоскутками, на стенах - какие-то старинные орудия труда, графика, несколько станковых работ. Есть и то, что сама Зоя называет 'обои' - панно, сотканные из растительного сырья, собственно наиболее известный и оригинальный жанр, в котором представлено ее творчество.
- Как ты к этому виду ткачества пришла?
- Я вообще по внутреннему ощущению не прикладник. Просто так жизнь сложилась - в училище я освоила ковроткачество, изучала народные виды ремесел множества разных этносов. А когда вернулась в Удмуртию, посмотрела - что еще можно заткать в основу? И пошли травы. На пустырях вокруг автозавода (там я жила) такое богатое разнотравье, все есть. Потом показала свои 'стены' в клубе 'Параскева' (это при питерском музее этнографии), а через год, смотрю, они уже сами по тому же принципу вещи делают, выставляют, обо мне ни слова. Да мне не жалко. Сейчас и на нашем худграфе есть студенты, которые этим занимаются. Людям интересно. Правда, мне-то был важен в работе с травой концепт, а то, что я вижу, это больше такие композиции ради композиции. Мне это неинтересно. И вообще, я сейчас другим занимаюсь.
Жизнь Зои нельзя разделить так, как у многих из нас - здесь работа, здесь дом, семья, здесь что-то 'для души'. Это какой-то единый, как мне показалось, и ядреный сплав всего со всем - город и деревня, работа ради хлеба насущного и искусство, отношения с близкими и творческое созидание 'ткани' собственной своей жизни. Вот деревня Бураново. Здесь Зоя родилась, выросла, отсюда уехала учиться. Сюда уезжает на выходные - в родном доме живут мама и сестра. А в 'летнике', который она построила своими руками, - ее собственная мастерская.
- Прошлым летом в Бураново я такую акцию провела - 'Перепись' мы ее назвали. Мы с фотографом прошли по домам. Собирали семьи и снимали их 'под старину', под сепию. Как трудно еще собрать-то их было, то одного нет, то другого. В деревне сегодня шестьсот жителей. Потом фотографии отсканировали и распечатали на одной длинной бумажной ленте, на старой пожелтевшей бумаге. Добивались вот этого ощущения старины. Зачем? Нам надо было добиться сходства с той стилистикой, в которой в 1907 году сделаны были фотографии финским ученым-этнографом Сирелиусом. Он снимал крестьян-удмуртов именно здесь, в Бураново. А еще на той же ленте мы поместили тексты другого знаменитого земляка - тоже ученого и писателя, Верещагина. Он 27 лет прожил здесь. Так вот выстроилась целая экспозиция. А я перезнакомилась со всеми своими односельчанами. У самой Зои двое взрослых детей - дочь Ольга сейчас живет в Москве, у своей родной бабушки, и сын Яков - дослуживает последние месяцы в армии где-то под Мурманском. Год назад Зоя полтора месяца 'прослужила' на Севере неподалеку от места службы сына, в одном из самых старинных монастырей России - Печенгском.
- Ведь что странно - я в свое время тоже после школы поступила на географический факультет университета и с первого курса ушла, уехала в Москву, поступила в художественное училище. И Яшка тоже - поступил на геофак и ушел, не захотел учиться. Я тогда ему и сказала - сходи в армию, отслужи, там видно будет. Знаешь, я так думаю, что чем теснее духовная связь между людьми, тем явственнее они чувствуют все нюансы переживаний друг друга. Я вот так и чувствую, что вместе с сыном все это время служу - как тяжко ему в 'учебке' было, как тоскливо сейчас. У меня такое чувство, что наша армия - такое чудовищное учреждение, где нормальному человеку очень трудно духовно выжить. Я не знаю, чем займется Яша, когда вернется. Он в детстве очень хорошо рисовал, но сейчас вроде не хочет к этому возвращаться. Я никак не давлю на него, пусть сам выбирает.
- А куклы откуда взялись?
- Куклами я занялась, когда в Центре ремесел работала, - там надо было предложить тему для сувенира. Была деревянная кукла у финнов, у венгров - народ через 'лесную' куклу память о мифе хранит. Миф - это модель сакральной куклы. Когда я сделала модуль с плоскостью из тряпиц, оказалось, что существовали ангоны - бурятские плоские куклы, которые нашивались на поверхность. Хотелось разрушить понятие 'сувенир', сделать его сакральным. У бесермян есть такой куян - маленький кукленок, который имел значение 'заложника', он покойных подкармливал. Это такая маленькая куколка, которая умещается в ладошку: всего-то тулово, завернутое в платочек, платьице из прямоугольничков, фартучек и поясок, платочком все это закручивается. Куян держали в руке, произнося текст заклинания, например, 'чтобы меня отпустил такой-то кутысь' (душа заложного покойника, умершего раньше, чем положено). У бурятов тоже есть нечто аналогичное - ангоны это вроде амулетов, 'помощники' духа предка, который через шамана помогал при родах. Было интересно вытащить, а как люди жили? Каждый день был связан с определенными ритуалами, рядом жила природа. Она была живой, одухотворенной:
Сейчас у Зои Лебедевой самый разгар работы над новым проектом - она шьет лоскутные одеяла.
- Там будут сочетаться цвета российского флага, камуфляжной ткани, тексты песен Игоря Талькова хочу вышить. Есть такая специальная техника - буквы из скрученной нити. Концепт проекта - в кисетах, которые превращаются в не вернувшихся с войны солдат. Батальон солдат - панно из кисетов. Будет целая серия одеял, камуфляжный крест, на котором распинают извечно солдат...
- Зоя, а что же с народом твоим происходит? Вот удмурты на своем съезде жалуются, что нет среди них 'крутых', экономически сильных людей, которые бы тянули за собой народ...
- Да, вот когда Патрик Хэйзелл приезжал к нам в Бураново, ему вопрос там задали - как у вас с индейцами? Он говорит, в Айову приезжают богатые выучившиеся индейцы и помогают своим сородичам, возвращаются быки буффало, все правильно. А у нас 'сильные' в Эстонию едут, спасибо большое всяким фондам, эстонцы им помогают, они там остаются, а мамы радуются - слава богу, пристроили ребенка! Как Оля Александрова уехала на 'хорошие хлеба' в Югру. Если еще Сережа Орлов уедет, место становится пустым, останется черная дыра. А ведь это народ поднял их на вершину, благодаря его (народа) энергии творческие люди поднялись. Но сегодня они выбирают где больше денег: Удмуртские девочки и мальчики остаются в Европе, не возвращаются сюда, входят во вкус тамошней жизни. И становятся потерянными для Удмуртии. А родители рады - прорвался ребенок.
- Что ты думаешь об этнофутуризме?
- Никакого шаманства нет внутри этнофутуризма, там такое безобразие: я сама внутри нахожусь, оно такое бессмысленное, бестолковое: когда издали глядишь, все нормально, можно бить в ладоши. А внутри пустота: я все время в такой ситуации оказываюсь: А ведь надо самую квинтэссенцию передать, самую остроту и смысл, которые не в том же, чтоб делать деньги. Деньги - не лучший эквивалент нашей энергии.
- А в чем же он, этот смысл, сама-то знаешь?
- Прекрасно знаю - другое дело лень. Есть ступени, восхождение по которым - эзотерика, тайна. Искусство - это один из этапов, следствие духовной практики, когда раскрываются чакры, человек начинает проявлять накопленную энергию. О спасении душ идет речь. Падать-то легче. На что воля человека будет направлена? Есть ли единая воля? Бог, он есть ли? Если да, то я безропотно этой воле подчиняюсь, радостно! В это поверить - круто! Вне этой воли жить трудно человеку, столько сил он тратит впустую.
Сейчас гимназисты вместе с Зоей шьют кисеты: Кто сейчас знает, что такое этот кисет, для чего был предназначен, как выглядел? А через эту незатейливую вещицу Зоя вытягивает целый пласт народной жизни, духовная сущность которой - забота, внимание, любовь. Точно так и проект для гостей лицея - 'Теплый дом': кто побывал здесь, пришивает свой лоскуток к большому разноцветному одеялу. И оно растет день ото дня.