В чем же состояло стилевое сходство Петербурга и Ижевска, заложенное в их пластическо-цветовом образе в 'золотой век' русской культуры (в эпоху Пушкина), и как петербургский стиль уничтожался в Ижевске? В основу формирования пластическо-пространственного облика Петербурга был положен принцип ансамблевости. Приехавший из Рима архитектор Дудин строил образцовый 'город Ижа' именно по-петербургски - как единую и целостную ампирную композицию.
Одной из особенностей классической архитектуры Петербурга было широкое применение симметричной трехчастности фасадов с вертикально акцентированным центром, выделяемым обычно при помощи портика. В Ижевске подавляющая масса таких зданий ('ратуша', дома чиновников на набережной, 'царский дворец', усадьба Дерябина, госпиталь, казарма, богадельня, различные цеха, пороховой погреб Карла Вагнера) была уничтожена, а оставшиеся трехчастные здания - перестроены. Поэтому по-петербургски гармоничный и соразмерный психологический эффект, достигаемый комплексным пластическим приемом трехчастности и дававший ощущение светлой уравновешенности, спокойной величавости сооружений, как интонационный строй исчез из пластической музыки Ижевска. Лишь совсем недавно трехчастность была восстановлена в Арсенале, Горной школе, а также воплощена в новом Президентском дворце, в то время как в Оружейном заводе и Генеральском доме трехчастность до сих пор грубо нарушена.
Целостность пластическо-пространственного образа Петербурга и Ижевска создавалась также очень протяженными горизонталями: бесконечно длинными фасадами с парадным ритмом ампирных окон, арок, аркад, подъездов. Число этих окон, арок, аркад в ампирном Ижевске поражает воображение. На одном только первом этаже одной стороны фасада ампирных зданий их было следующее количество: главный корпус Оружейного завода - 87 , госпиталь - 81, казарма - 41, Арсенал - 33 (столько же имеет и новый Президентский дворец), богадельня - 25, палата для пробы оружейных стволов - 23. По протяженности эти в основном уничтоженные ампирные здания превышали протяженность стандартных 4-подъездных 'хрущевок' (22 окна и двери на одной стороне фасада первого этажа). Причем ампирные здания, благодаря трехчастности и малоэтажности, выглядели величественнее и протяженнее современных типовых коробок.
Особенно наглядно ансамблевое единство Петербурга и Ижевска подчеркивалось протяженной застройкой пластически уравновешенных домов на набережных спокойно-бесстрастного Ижевского пруда и бешено вспененного шлюзового залива. Здесь четко выделялись ровные и параллельные друг другу горизонтали: уровень воды, затем уровень плотины и деревянных набережных и, наконец, уровень крыш - очень длинных крыш (Оружейный завод, казарма, богадельня, различные цеха) или часто прерываемых пространственными паузами коротких, но равновысотных крыш ('ратуша', 'царский дворец', особняки для чиновников и иностранных мастеров на набережной пруда), также создающих петербургское ощущение горизонтальной вытянутости. Ни одно из ампирных зданий архитектора Дудина на набережной (кроме Оружейного завода) не сохранилось.
Петербург и Ижевск роднил также 'солнечный' колористический облик. Ампир предпочитал желтую стену с белой колоннадой. Такое сочетание стало цветовой эмблемой города на Неве. В соседстве с темными водными пространствами, в которых отражались желто-белые блики, а также в соединении с графикой оград набережных, чугунных фонарей и черных ветвей деревьев петербургский ампир образовывал строгую и звучную гамму, особенно выразительную в рассеянную, облачную или в ясную осеннюю погоду, а зимой - при снежной белизне колонн и черном ажуре решеток, ветвей и фонарей.
Эта ансамблевая гамма и графическая прорисованность в Ижевске, увы, утрачена: сплошного ряда легких ампирных особняков на набережной уже нет, а два уцелевших береговых здания в стиле классицизма - Оружейный завод и Генеральский сад - покрыты неродной, непетербургской темно-красной краской. Они затемнены непроходимым 'бурьяном' из сплошь стелющихся по земле 'коряг' (американских кленов) и густой стеной из высоких тополей, совершенно не соответствующих четкой прорисованности и ясности ампира. Поэтому эти архитектурные шедевры набережной едва заметны на темном фоне земли и деревьев. Графических ассоциаций с Петербургом здесь уже не возникает.
Еще одно качество стиля петербургской пластики, утраченное Ижевском, - это скульптурность архитектуры. В Ижевске пушкинской поры скульптуры и барельефы, изображавшие воинские атрибуты, античные вазы, римских и российских орлов, шары, крылатые славы, лавровые венки и скрещенные ветви, проектировались на фасадах и крышах Оружейного завода, 'ратуши', лаборатории аптекаря, дома Дерябина, богадельни, особняков на набережной и даже на водяной машине внутри полировальной фабрики (две античные вазы над водяным колесом). Все эти скульптуры и барельефы не дошли до нашего времени (кроме воинской арматуры на оружейной башне).
В Петербурге скульптура срослась с архитектурой так тесно, как ни в одном другом городе России. Возникло даже обратное влияние скульптуры на зодчество: архитектурными символами Петербурга стали две золоченые и одна черная, гранитная, то есть графические, как и архитектура невской столицы, скульптуры. Они венчают самые высокие сооружения города. Это Адмиралтейский кораблик и ангелы с крестами на шпиле Петропавловского собора и на Александрийском столпе.
В Ижевске им соответствовали золоченый орел на башне местного 'Адмиралтейства' (ему вторил орел, восседающий на шпиле 'ратуши') и ангелы, держащие крест, - на Михайловском соборе и Михайловском столпе.
Три скульптуры, летящие когда-то над всем городом, исчезли из ижевского силуэта. Четвертая скульптура - золоченый ангел на соборе - проектировалась выпускником Петербургской академии художеств, ваяния и зодчества И.А.Чарушиным. Петербургский аналог и современник ижевского храма - собор Спаса-на-Крови - стоит против Петропавловского собора, на противоположном берегу Невы. Другой его столичный аналог и современник охраняет дворцовый пруд и плотину, от которых начинаются золоченые скульптурные водопады Петергофа. Этот императорский храм называется так же, как и главный собор Петербурга, - Петропавловским. К сожалению, более дорогостоящий, но культурологически верный проект Чарушина не был осуществлен в Ижевске. В безграмотно, с точки зрения прежних пространственных и культурологических параллелей и отражений, восстанавливаемом ныне Михайловском соборе петербургский золоченый ангел на его куполе тоже не предусматривается. Так в Ижевске прерывается петербургская традиция скульптурности архитектуры.
Газета №4 (0705) / 27 января 2005 г.
ИЖЕВСКИЙ СТИЛЬ
Фрагменты рукописи книги Игоря Кобзева 'Деревенский Петербург (Ижевск - град Петров: о сходстве несходного)'. Начало в N 37, 09.09.04 г.