Доверие возникает не так быстро, как простая узнаваемость, и работа по поддержанию бренда стоит немалых усилий. Первая попытка оформить право на владение одним из самых известных в Удмуртии товарных знаков - 'АСПЭК' была предпринята компанией в 1994 году, спустя два года после создания. В итоге проведенного поиска 'АСПЭК' получил от патентного ведомства справку о приоритете на название. Регистрация товарного знака заняла больше года. 9 февраля 2000 года была зарегистрирована стилизованная буква 'А', а 26 июля 2001 года товарный знак 'АСПЭК' был внесен в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Свой комментарий на тему поддержания бренда дал корреспонденту 'Д' руководитель службы маркетинга компании 'АСПЭК' Юрий ПЕРЕВОЩИКОВ.
- Юрий Александрович, Вы возглавляете отдел маркетинга одного из самых известных предприятий в республике, чем, по Вашему мнению, определяется значимость бренда?
- Для определения значимости бренда используются различные методики. Этим давно занимаются на Западе, в Москве сейчас тоже очень внимательно относятся к вопросам создания и оценки брендов. Одним из наиболее простых и распространенных способов по оценке стоимости бренда является разница между рыночной стоимостью компании и ее материальными активами. У нас в Удмуртии я пока не знаю, чтобы компании целенаправленно оценивали стоимость своих брендов. Хотя в последнее время интерес к этому возрастает и у нас уже есть специалисты, которые готовы провести такую оценку по специальным методикам. Определить значимость бренда можно также по исследованиям отношения потребителей к компании или ее продуктам. Мы имеем такие данные, получая их в ходе опросов и исследований различных целевых групп. В целом, можно сказать, что бренд 'АСПЭК' вызывает положительные ассоциации. И многие руководители предприятий хотели бы получить наш бренд в пользование, связать свой бизнес с 'АСПЭКом'.
- Интересуют ли 'АСПЭК' эти предложения?
- Интерес, конечно, есть, в зависимости от того, какого рода это предложение. Могу привести пример: объединение дисконтных систем 'АСПЭКа', 'Айкая' и 'Оптимы' - это один из вариантов совместного использования брендов, или, так называемого, кросс-маркетинга.
- Вы выбираете только те компании, которые значимы для республиканского бизнеса?
- Мы действительно проводим отбор. Если говорить о дисконтной системе, мы ориентировались на два критерия. Первый - это имидж предприятия; второй - польза для потребителя, насколько предлагаемые услуги интересны для обладателей наших карт. Сегодня в группу предприятий, объединенных брендом 'АСПЭК', входят несколько предприятий. Из наиболее известных это собственно ЗАО 'АСПЭК' (оптовая реализация нефтепродуктов и поставка материально-технических ресурсов), ООО 'АСПЭК-Нефтепродукт' (сеть АЗС), ООО 'АСПЭК-Авто' (продажа и техническое обслуживание автомобилей), ООО 'ПСК 'АСПЭК' (строительство), а также новые предприятия - 'АСПЭК-Домстрой' (жилищное строительство) и 'АСПЭК-Лес' (деревопереработка). У всех партнеров должно быть понимание и высокая ответственность, чтобы соответствовать принятому высокому уровню.
- А если смотреть с точки зрения реальных результатов работы?
- Могу привести результаты двух рейтингов. По результатам ежегодного рейтинга крупнейших российских компаний 'Эксперт-400', проведенного авторитетным российским рейтинговым агентством 'Эксперт' по итогам деятельности в 2003 году, компания 'АСПЭК' занимает 215-ю позицию. Это очень высокий показатель, особенно если учитывать то, что объем реализации, приведенный в рейтинге, относится только к одному из предприятий группы 'АСПЭК' - ЗАО 'АСПЭК'. Аналитический центр 'Эксперт-Урал' и журнал 'Эксперт-Урал' подвели итоги другого рейтинга 'Крупнейшие компании Урала'. В рейтинг вошли 300 крупных предприятий промышленности, связи, торговли и строительства из восьми регионов: Свердловской, Челябинской, Тюменской, Пермской, Оренбургской и Курганской областей, а также Башкирии и Удмуртии. От Удмуртии в рейтинг вошли 16 компаний. ЗАО 'АСПЭК' расположилось на 37-й строке общего рейтинга. Это четвертый показатель среди крупнейших предприятий Удмуртии после группы предприятий 'Ижмаш', ОАО 'Белкамнефть' и ОАО 'Удмуртэнерго'.
- Ваш отдел проводит социологические исследования того, как относится к 'АСПЭКу' население?
- Да, такую информацию можно получить в ходе проведения различных опросов. Например, в прошлом году мы исследовали отношение к социально-ориентированным компаниям. 'АСПЭК' вместе с другим крупным предприятием города Ижевска были названы как самые социально значимые предприятия республики. Но любое предприятие, обладающее и управляющее своим брендом, должно поддерживать имидж и в плане PR-а, и в части реальных дел. А у 'АСПЭКа' всегда много реальных проектов. На уровне Удмуртии узнаваемость бренда 'АСПЭК' близка к 100 процентам. Поэтому, например, к нам часто обращаются по вопросам размещения рекламы на АЗС, в том числе для того, чтобы позиционировать себя как предприятие, близкое к 'АСПЭКу'.