Дом управляющего Ижевским оружейным заводом (Генеральский дом), 50-е гг.  XIX в. От нее на берегах Ижа почти ничего не осталось. Загородная усадьба князя Тевкелева (родословная князя и его потомков связана с именами Петра Великого, Пушкина, Аксаковых, Чайковского) начала изгоняться 'Заводом' из ижевских лесов еще в XVIII веке. О загородной усадьбе князя речь пойдет в другой раз. Территорию усадьбы петербургского генерала Дерябина с обширным парком задавил своей тушей завод 'Аксион'. В обезображенном виде, недостойном для уважающего себя большого университетского города, до нас дошла лишь одна дворянская усадьба - Летний сад, используемая ныне под шумные виды бизнеса, несопоставимые с лирической и неспешной интонацией барских усадеб золотого века русской культуры. Генеральская усадьба Дерябина в Ижевске представляла собой традиционную структуру русской дворянской усадьбы, рожденную эпохой классицизма. Усадьба располагалась на высоком берегу пруда с расчетом на хорошую видимость ее с разных точек зрения. Центральная часть ансамбля компоновалась по принципу трехчастия: среднюю часть образовывал импозантный барский дом с башенкой и балконом, а боковые части составляли фланкирующие дворец флигели. Эта схема, представленная в доме Дерябина, воспринималась на рубеже XVIII-XIX веков как обязательная, но применимая в многочисленных вариациях, благодаря чему усадьба Дерябина обладала ярко выраженной индивидуальной характеристикой. Центральный комплекс русской усадьбы, как правило, дополнялся церковью, создающей необходимый вертикальный акцент ансамбля. За усадьбой Дерябина тоже находилась церковь - небольшая и деревянная, которая позже была заменена каменной часовней белого цвета. Эмоциональный центр усадьбы создавал обязательный пруд - без него трудно представить дворянскую усадьбу. В 'Заводе' пруд был очень большой. В его зеркале желто-белый ампирный дворец отражался в хороводе деревьев. В любой дворянской усадьбе на пруд ориентировались лестница или аллеи-просеки. Просека-эспланада, прорубленная сквозь лес, спускалась от парадного подъезда дворца к самому пруду. По законам классицизма эту трехчастную аллею пересекали три другие аллеи (ныне улицы Милиционная, Горького и Красная). Верхняя аллея (улица Красная), перпендикулярная эспланаде, как это видно на хранящемся в петербургском Артмузее генеральном плане деревенского 'города Ижа' (1807-1809), подходила к парадным воротам усадьбы. Парадная аллея отделяла густой лес, который изображен на плане сплошным темным цветом, от спускающихся к воде цветочных ковров, островков из одиноких деревьев и кустов, это тоже показано на плане. За дворцом 'черный лес' прорезала еще одна аллея (ныне улица Маркса). Дом генерала А.Ф. Дерябина в Ижевске (1807 г.). Рисунок. Таким образом, дворец был открыт со стороны обрамленного ивовыми купами пруда и четко белел на фоне плотного, темного леса на вершине горы. Скорее всего, это был хвойный лес: выше по Ижу расположен сосновый бор. Не исключено, что к усадьбе поднималась и смешивалась с бором березовая роща: ее остатки на речке Карлутке вместе с сосновым бором еще не полностью истреблены обосновавшимися там заводами и тюрьмой. Природа пронизывала все мельчайшие частицы усадьбы петербургского генерала: усадьба в дворянской культуре олицетворяла понятия 'родина' и 'русская природа'. В некоторых усадьбах, своего рода 'экономиях', архитектурным центром служили заводские строения, среди которых подчеркнуто второстепенное место отводилось дворянской усадьбе. В Ижевске фабричные строения как раз и выделили в качестве его доминанты. Поэтому завод, 'породивший' на вершине главного холма дворянскую усадьбу с роскошным парком, ее же и уничтожил. Еще Пушкин отмечал печальное состояние дворянских усадеб: 'Барский дом дряхлеет, на флигеле живет немец управитель и хлопочет о проволочном заводе' ('Путешествие из Москвы в Петербург'). Барский особняк в Ижевске превратили в склад, а затем сломали. А во времена Пушкина лес вокруг усадьбы Дерябина был вырублен для завода предшественниками чеховского Лопахина. Трагическая судьба дерябинской усадьбы объясняется тем, что она, как и усадьба Чайковских в Воткинске, была не родовая и частная, а казенная. Однако дерябинская усадьба с необъятным парком неуместно и вызывающе доминировала над всем казарменным Ижевском как независимое владение. Это стало бы приемлемым, если бы казарменный завод получил статус города, а его земли передали бы в частную собственность. Но дерябинского 'города Ижа' из зоны, закрытой для частных лиц, не получилось. Не удивительно, что новый каменный 'генеральский дом', то есть дом управляющего заводом, построили в 1850-е годы не на вершине горы и более скромно - там, где деревянный дом управляющего находился и раньше, еще до неудачного рождения 'города Ижа'. Ныне это территория Летнего сада. К середине XIX века строительство дворянских усадеб ослабевает по всей России. Создание пышных дворцово-парковых ансамблей становится редким явлением. Тем не менее новый 'генеральский дом' сохранил строгие каноны классицизма: трехчастность главного фасада, ориентацию его на зеркало пруда и ансамблевое единство с церковной вертикалью - Михайловской часовней. Она, как и барский дом, построена в те же годы одним зодчим - Коковихиным. На доме нет уже дворцовой башенки-бельведера с обзорной террасой. Ее заменяет на втором этаже красивый чугунный балкон с рисунком в романтическом - более вольном и дробном - стиле. Вместо загородного лесного массива с тенистыми аллеями и широкой парадной эспланадой к пруду барское жилище имеет небольшой сад. Дворянский комплекс уже не несет черты монументальности, дворцовости. Это скромный, хотя и удобный 'городской' коттедж с плоской крышей, не выделяющейся в городском силуэте. Он расположен на периферии рельефа и близок по градостроительному значению и 'недворцовости' неприметному дому Чайковских в Воткинске. Новая 'генеральская' усадьба в Ижевске характеризует средний уровень дворянской усадьбы, хорошо известный по сохранившимся мемориальным объектам того времени, посвященным памяти выдающихся деятелей русской культуры - И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского. В Ижевске же единственная сохранившаяся здесь дворянская усадьба, ее 'лицо' находится в недостойном для уважающего себя города, отвратительном состоянии. 'Дворянское гнездо', на территории которого жили или останавливались свойственники и друзья Пушкина - Алымовы, Дурова, Жуковский, а рядом - в ижевской конторе - начинал трудовую деятельность чертежником отец великого русского композитора И. П. Чайковский, ныне захвачено питейными и увеселительными заведениями, не соответствующими 'духу места' дворянской усадьбы, ее значению в русской культуре. Позднейшие пристройки исказили трехчастные пропорции белеющего когда-то 'генеральского дома', который сейчас вымазан неродной коричневой краской. Место традиционной садовой веранды с вьющимися растениями и круглой цветочной клумбы перед ней заняли невзрачные заборы и гаражи. Площадь перед фасадом со двора и пруда по правилам должна быть обязательно открытой. Ныне же она закрыта заборами, пивными ларьками и деревьями. Вместо излюбленных усадебных деревьев - сирени, черемухи и выставляемых в кадках пальм и других цветочных и экзотических пород разрослись несвойственные дворянской садово-парковой культуре тополя и американские клены, совершенно закрывшие обзор на пруд. С каждым годом в усадьбе появляется все больше и больше питейных заведений, их сопровождает несвойственная для неспешного ритма и интимной тональности агрессивная музыка, дрожжевые пары и вопли из эпохи мезозоя. Недавно для подвоза пива к 'дворянскому гнезду' в старинной ограде Летнего сада сделали пролом. Рисунок поверженной чугунной решетки утвержден лично императором Николаем I в 1841 году. Подобные безобразия в 'дворянском гнезде' приносят прибыль, поэтому погромы продолжаются без разрешения общества охраны памятников и остаются безнаказанными. В будущем необходимо вывести из единственной теперь в Ижевске дворянской усадьбы кабаки и аттракционы местных Лопахиных. Именно так это уже сделано в центральных садах других городов, например, в Александровском саду соседнего города Кирова. Надо привести Летний сад в соответствие с традиционными, хорошо изученными правилами садово-паркового искусства средней дворянской усадьбы, а барский дом перепрофилировать под более соответствующие его профилю учреждения: музыкальный, выставочный или концертный зал, библиотеку или детскую художественную либо музыкальную школу. Вспомним, что в дворянских усадьбах собирались живописцы, музыканты, артисты, объединенные общими вкусами и интересами. (Продолжение следует)