Проект реконструкции набережной Ижевского пруда (рабочий рисунок Игоря Кобзева). В настоящее время этот авторский проект продумывается совместно с архитектурной мастерской Сергея Макарова. Главная идея проекта состоит в том, чтобы на крайне неприглядном в настоящее время центральном участке города от плотины до устья Подборенки, вдоль набережной зодчего Дудина (это название официально закреплено за центральной набережной Ижевска в 1989 году, но на ней нет ни одной постройки Дудина) концентрировано воспроизвести 17 утраченных и давно забытых "Заводом" деревянных ампирных зданий, созданных когда-то по проектам этого прибывшего из Рима петербургского архитектора. Зодчий умер в безвестности и нищете, а на его могиле в Ижевске сегодня находится центральный стадион. В заводских документах о петербуржце Дудине писали в северную столицу: "Заводу не надобен". И вот теперь на расширенной нижней набережной (набережная зодчего Дудина) следует воссоздать "строчку" из 12 ампирных деревянных построек, которые начнутся с итальянской "ратуши" и будут заканчиваться бесконечно длинным госпиталем. Парковую усадьбу Дерябина, территория которой занята "Аксионом", лучше восстановить в районе парка Кирова. Береговую линию широких водных пространств очень важно акцентировать ровной и стройной протяженностью "петербургских" горизонталей. "Невскую" фасадную линию в Ижевске возможно прорисовать воссозданием длинной и единой по стилю цепочки двухэтажных "петербургских" зданий начала XIX века с белыми отражениями колонн и портиков в темной воде. Причем не на верхней набережной, а вдоль нижней набережной, которой при петербургском зодчем Дудине не существовало и которую для этого проекта стоило бы расширить за счет накопившихся в пруду донных отложений. Восстановление водного дудинского фасада на верхней набережной сделало бы Ижевск похожим не на Петербург, а на волжские города с их главной верхней набережной на отвесном берегу. Петербург же застраивался низко, что является почти исключительной особенностью северной столицы. На благоустроенной верхней набережной хорошо бы выглядели именно единичные ампирные постройки, но не сплошная "строчка" из желто-белых фасадов. Пока же только фасад Индустриального колледжа - "срисованный" с екатерининской Академии Наук зодчего Джакомо Кваренги, что на берегу Невы против Адмиралтейства - "держит" всю нижнюю набережную Ижевского пруда. Он продолжил петербургскую традицию, заложенную Дудиным в полукилометровом линейном фасаде оружейного завода. К сожалению, "адмиралтейский" фасад Оружейного завода с его знаменитой башней ныне не "держит" нижнюю набережную, так как его белые стены закрашены темной, "болотной" краской и закрыты огромными тополями. Чтобы сделать растянутый длинной линией вдоль нижней набережной ансамбль из ампирных зданий более широким, на прибрежном холме (верхней набережной) следовало бы восстановить еще четыре деревянных дудинских дома парадно-дворцового облика. Эти дворцовые объемы возвышались раньше на берегу Ижа, ныне плотно застроенном цехами и складами. Поэтому восстановление их на прежнем месте невозможно. Их появление на берегу Ижа, но в другом, более удобном теперь месте, тоже воспроизводит былую ориентацию парадных фасадов этих зданий на зеркальную поверхность воды. Четыре ампирных здания следует восстановить в ярусно-холмистой зоне с противоположных сторон от монумента Дружбы народов с фасадами в две стороны - на улицу Горького и набережную. С южной стороны от монумента необходимо поставить еще два объема - "палаты для пробы оружейных стволов" и "точильную фабрику", а с северной стороны еще два других - "казарму для рабочих" и "богадельню". Точильная фабрика была окружена "итальянской", во весь второй этаж галереей, которую держали стройные тосканские колонны. В проектах стоявшей когда-то на берегу шлюзового залива казарме узнаются некоторые архитектурные фрагменты императорских конюшен на набережной Мойки в Петербурге. Богадельня же, если судить по проекту, очень напоминала фасад ижевского Арсенала. 'точильная фабрика'(вверху) и 'палата для пробы оружейных стволов'. И, наконец, севернее казармы можно восстановить острог. Последний представлял собой одноэтажный деревянный дом с портиком в виде треугольного фронтона на двух колоннах. Острог был окружен неприступной крепостной стеной из вкопанных в землю очень высоких сосновых бревен, стоящих вряд, с заостренными концами наверху. В крепостной стене был прорублен проем для скрипящих ворот с тяжелым засовом. Острог - единственное здание ХIX века в музее "Деревянный ампир", предлагаемое к восстановлению, которое было построено не по проекту Дудина, но по соседству с его зданиями, а именно на берегу пруда - в районе современного памятника Дружбы народов. Следует особо подчеркнуть, что восстановленные по старым чертежам и в новых условиях здания не могут стать настоящими "документами", "свидетелями" ушедшей эпохи. Всякий заново и тем более не на своем месте отстроенный памятник старины лишен подлинной документальности. Поэтому в данном случае речь идет не столько о документальном, сколько о "театральном" воссоздании прошлого. В известных обстоятельствах "театральная декорация" прошлого выразительнее и лаконичнее передает реальность, чем даже настоящий документ. Например, по старинным гравюрам, фотографиям и художественному воображению фасадных макетов разрушенных фашистами зданий был воссоздан исторический центр Варшавы. Он оставлен без "второстепенных" зданий и деталей. Такая "картинная декорация" польской столицы сжалась до емкого символа - символа любви горожан к историческому центру разрушенного города. Надо также помнить, что восстанавливаемый парадный водный фасад из зданий в стиле русского классицизма - это не просто ампирный, дворцовый фасад, а фасад деревянный. В "деревянном ампире" петербургские матрицы Ижевска выявились бы индивидуально и неповторимо и имели бы гораздо большую привлекательность для туристического бизнеса, чем более распространенный каменный ампир. В старом Петербурге было когда-то множество строений "деревянного ампира". Некоторые из них запечатлены в замечательных картинах петербургского художника Мстислава Добужинского. К сожалению, огромное количество деревянных зданий в стиле русского классицизма, несмотря на протесты интеллигенции, снесли еще до октябрьской революции, много "канареечных" деревянных особнячков разобрали в гражданскую войну и в блокаду на дрова. Из "деревянного ампира" в Петербурге чудом сохранилось до нашего времени лишь несколько зданий. Это "Чайный домик" в Летнем саду, на берегу Фонтанки; деревянная дача принца Ольденбургского на набережной Малой Невки с великолепными чугунными сфинксами у пристани; две дачные постройки императорского двора и Камено-островский театр на набережной речки Крестовки. Каменоостровский театр - самая крупная деревянная ампирная постройка сегодняшнего Петербурга. В театре древесная фактура со щелями и сучками, ее живая кривизна и теплая шероховатость, ее простая необычность проявляются наиболее эмоционально, интимно и сильно. Есть редкие экземпляры "деревянного ампира" и в окрестностях северной столицы, в частности в Царском Селе (ныне город Пушкин). "Деревянный ампир" встречается и в Москве. И не только на окраине (Останкинский дворец графа Шереметева), но и в арбатских переулках (музей М.Ю. Лермонтова на Малой Молчановке и дворянский особняк близ Гоголевского бульвара). Встречается он и в других старинных городах России. В северной Вологде, которая славится своей деревянной архитектурой, это три дома, в Ярославле - один, в Вятке тоже один - дом Ланского. В нем жила вдова А.С. Пушкина с детьми поэта и новым мужем - Ланским. "Пушкинский" барский особняк построил архитектор, прибывший из Ижевска, - Н.А. Андреевский (принявший православие турок, ученик Дудина). "Деревянный ампир" в старинных русских городах встречается редко и разрозненно. В Ижевске же - в самом его центре - предлагается создать архитектурно-парковый заповедник, аналогов которому в России нет. Условно назовем его "Деревянным ампиром" или, учитывая петербургские матрицы ижевской архитектуры, "Деревенским Петербургом". Восстановление "деревянного ампира" в Ижевске является делом очень непростым, хотя и престижным для огромного города, не имеющего гуманитарного имиджа. О том, как привлечь средства для восстановления гуманитарного "лица" Ижевска, об окупаемости и о других деталях проекта архитектурно-паркового комплекса "Деревянный ампир" читайте в продолжении. (Продолжение следует)