Эскиз 'Памятник пельменю'. А. Шкляев. Этот фестиваль проходил в рамках марафона 'Ижевск - культурная столица-2004' на базе Творческой дачи. В нем приняли участие девять художников и шесть арт-групп из Москвы, Тольятти, Екатеринбурга, Саратова, Ижевска, Санкт-Петербурга. По мере реализации проекта были созданы порядка десяти скульптур, некоторые из которых заняли свои места на улицах Ижевска. Был освоен и жанр 'временных скульптур': инсталляции, перформанс, акции. Гладко, без видимых накладок прошла презентация 'Географической скульптуры г. Ижевска' Ольги и Александра Флоренских из творческой группы 'Митьки' (Санкт-Петербург). Возможно, сказался опыт маститых художников в создании подобных объектов, а также место ее размещения. Авторы выбрали весьма доступный материал, который на языке металлургов называется 'чермет', всем прочим известен под названием 'металлолом'. Географическая карта части города выполнена из реек, водопроводных 'барашков' и муфт. На их брутально-черную, подернутую ржавчиной поверхность нанесены названия улиц и культурно значимых мест города. 'Карта' была размещена в людном месте, на пешеходном мосту через улицу К. Маркса, у начала эстакады. Реакция ижевчан на этот объект современного искусства была неоднозначной. Сначала бдительные жители хмурили лбы и видели только 'вылезшие наружу коммуникации', но, приглядевшись, улыбались, читали названия улиц и шли дальше. Меньше повезло группе художников 'Куда бегут собаки' (КБС) из Екатеринбурга. Их грандиозные проекты 'Крылья' и 'Земля родит' не были воплощены в рамках времени, отведенного на фестиваль. 'Крылья' - это ветродинамический объект длиной около трех метров. Он должен быть укреплен на высоте многоэтажного дома и при ветреной погоде будет 'махать крыльями'. Получается этакий дом с крыльями. В Ижевске 'крылья' предполагалось укрепить на детской поликлинике на улице Холмогорова. Главврач узнала об этом буквально накануне установки. Но даже не это послужило причиной переноса срока реализации проекта. Просто сами 'крылья' оказались не готовы. Большому животу, выпирающему прямо из асфальта, тоже не суждено было появиться на Пушкинской. Объект 'Земля родит' представляет собой большую рельефную выпуклость (h=1,5 m, d=2,5 m, l=1,7 m). Внутри 'живота' - земля, сверху - корка-кожа из асфальта. 'Живот' должен был вырастать из какой-то привычной дорожки или площадки, покрытой асфальтом. На 'животе' обязательно наличие пупка. 'Бегущих собак' подвели поставщики асфальта, которые в ответственный момент 'потерялись'. Но художники надеются, что 'живот' все-таки вырастет, пусть и с опозданием. Не увидели горожане и обещанного памятника Пельменю около кафе 'Позимь'. Как объяснил автор проекта бывший ижевчанин, а ныне москвич Алексей Шкляев, памятник обязательно встанет в положенном месте, но позже. Объект также оказался не готов. Фестиваль завершал проект творческого объединения 'Нож в воде' (той самой, которая прежде называлась более экстравагантно, но менее печатно - 'В ж: нож') - 'Памятник молодости'. Он представлял собой видеопроекцию со второго этажа филармонии на торец дома, в котором расположен Выставочный зал Союза художников. Все это сопровождалось живой музыкой в исполнении НВВ. Авторы признались, что показали не то, что планировали. А публика видела следующее: в течение примерно часа на стену дома проецировались стихи, слоганы, девизы, реклама и крепкие словечки на английском языке. Тем не менее неудача породила две идеи для будущих тематических мероприятий - нечто вроде 'Вечеров электронно-проекционной поэзии современных авторов' и 'Фестиваль уличного видео-арта'. Организаторы обещают восполнить недоделки на этой неделе. И подарить их городу и 'Культурной столице'.