Их сменил начальник управления образования Александр Копинов, который в течение получаса не менее красиво говорил о важности гражданского, патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Пошла такая тенденция - накануне нового учебного года обсуждать не то, что насущно необходимо, как говорится, 'с ножом к горлу', а какие-то почти отвлеченные (по крайней мере, так кажется со стороны) темы. В самом деле, каких граждан и патриотов могут воспитать больные пожилые училки, ведущие по 30 и более часов в неделю? А разваливающиеся здания и коммуникации? А низкое качество знаний? А отсутствие не то что дисциплины, просто порядка на уроках? Дети школу в большинстве своем не любят. Равно и молодежь, которая после вузов как огня боится попасть в учителя. Поразительно, но за 30 с лишним лет, в ходе которых с разной степенью интенсивности в обществе обсуждаются проблемы советской/российской школы, ничто не смогло остановить неумолимой деградации этого общественного института - социальный статус педагога (судя по трем тысячам зарплаты), как никогда, низок; качество 'конечного продукта' (то есть личности, юного гражданина, вступающего во взрослую жизнь) - как никогда, убого. Я имею право так говорить, поскольку 22 года (с 1982-го по 2004-й) была исправной 'родительницей' своих детей школьного возраста и видела 'подноготную' школы своими глазами. Мои впечатления от неумолимого распада подкрепляются строго официальными данными официальной же статистики, опубликованными в свежеизданном ижевском сборнике 'Образование-2004' (информационно-аналитический справочник, без выходных данных). 71 с лишним тысяча учащихся на 100 школ, почти 7 тысяч педагогов. Наполняемость классов (средняя) - 23 человека. Но с учетом некомлектных школ Автозавода в других районах классы чаще бывают перегружены. 74 образовательных учреждения (притом что средних образовательных школ - всего 65!) работают в две смены, а есть еще порядка десяти, работающих в три смены: Гимназии и лицеи плодятся с невероятной быстротой - сейчас их уже 14, но для подавляющего большинства - это недоступная роскошь, потому что ежемесячные 'добровольные взносы' достигают нескольких сотен рублей. Школа как 'кривое зеркало' возвращает нам все 'прелести' социального расслоения - мальчик с крутым мобильником требует, чтобы одноклассники дружно голосовали за его избрание 'президентом'. При этом количество класс-комплектов неуклонно снижается, по сравнению с 1998 годом на 23 тысячи (!) стало меньше школьников, ежегодный отток из школы педагогических кадров составляет 100 человек: причем среди уходящих - в первую очередь молодежь (до 40% от числа пришедших), во вторую - те, кто имеет в себе силы переломить ситуацию социального прозябания. Поэтому стабильно держится количество вакансий (нынче около двухсот), и это главным образом физики, математики, химики/биологи: Ситуация с ростом числа школьников с асоциальным поведением в документе застенчиво названа 'социальной дезадаптацией'. А в просторечьи это те совершенно неуправляемые дети и подростки, которые ни родителям, ни педагогам не нужны и не интересны. Но они мстят за это своим 'сокамерникам' - если в классе есть пара-тройка таких 'отморозков', то учиться там просто не представляется возможным. Ухудшается здоровье наших детей. Я не возлагаю за это ответственность на институт школы - все мы к этому руку приложили, но ведь чтобы 'выплыть', надо хотя бы осознать реальный масштаб этой проблемы и понять, куда следует двигаться. Да, появилась сеть школ укрепления здоровья, но их ничтожно мало на фоне школьных сколиозов, миопии и заболеваний ЖКТ. Среди таблиц в упомянутом справочнике затерялась скандальная по своему смыслу фраза - ':практически полное отсутствие финансирования системы образования потребовало оптимизации сети образовательных учреждений и жесткой экономии ресурсов'. Речь идет о том, что кроме зарплаты и начислений бюджеты практически ничего больше школе дать не могут. На коммунальные - со скрипом, на оборудование - никак, на ремонт - 'приходите завтра'. Надо ли удивляться, что на 80 школ приходится 101 компьютерный класс, или 1 компьютер на 104 ученика (или на 9 старшеклассников). Правда, 26% из них уже устарели, а доступ в Интернет имеют только 29 школ. Еще более удивительной выглядит цифра бюджетной обеспеченности каждого ижевского школьника - городская казна истратила на каждого из них 7818 рублей в 2003 году. Кажется много, но ведь это - зарплата его учителей. А если родители столько же или больше тратят за полгода на репетиторов, чтобы подготовить ребенка к поступлению в вуз, то, может, и это многовато? Хочу сразу отвести от себя обвинения в 'огульном охаивании' школы как таковой: всегда в школе есть свои 'мученики и герои', всегда теплится там огонек инициативы и здравого смысла. Просто не может быть иначе. Но это не благодаря, а вопреки общей ситуации. А суть ее в том, что государство самоустранилось от исполнения прямого социального заказа общества. Но спросить с него за это некому...