Как долгострой школу N 19 успели посетить все первые лица республики. По всей видимости, наше общество в своем неудержимом стремлении к все более полному удовлетворению непрерывно возрастающих потребностей узкого круга лиц подходит к определенному рубежу - природные ресурсы и промышленные предприятия уже поделены, и если вам в этом секторе не нашлось места, то надо искать еще неосвоенные 'свечные заводики'. И тогда алчущий взор неизбежно падет на множество стоящих без охраны и часто даже без забора школьные здания. Свет, тепло, канализация и водопровод в них, как правило, есть. Есть и худо-бедно кое-какие стены, внутри которых - множество помещений: Правда, есть и хозяин - так называемый 'балансодержатель', он же - местное самоуправление, то есть городская Дума вкупе с администрацией города. Но в последнее время наметилась совершенно определенная тенденция - муниципалитет оказался не в состоянии восстановить полностью выработанный материальный ресурс зданий тех школ, что остановлены на капитальный ремонт. Аргумент один - денег у бюджета нет. В стадии капитального ремонта - гимназия N 56 (перманентно, но без вывода учащихся); школа N 28 (в полузакрытом состоянии) и N 19 (все ученики рассортированы по окрестным школам, где в связи с этим возникает почти двойная перегрузка). Но на ладан, можно сказать, дышит еще целый ряд школ годов 'рождения' рубежа 60-70 годов. У нас нет достаточных оснований судить о том, может или нет на самом деле муниципалитет поднять 'упавшие' школы, - финансовые потоки гражданам неподотчетны. Говорят, что денег на это нет, приходится в это верить. Хотя в то же время строят, ремонтируют и вводят в строй различные структурные подразделения все той же администрации - на это, видимо, хватает: Но что же все-таки со школами? Новый министр образования УР Андрей Кузнецов в телефонном разговоре по поводу ситуации с 19-й школой с заметной долей раздражения заметил, что негоже беспокоить министра из-за непроверенных слухов. Но именно так слухи перестают быть слухами - благодаря прямому комментарию непосредственно причастных к процессу высокопоставленных лиц. Видимо, внутренне согласившись с этим, Андрей Леонидович, кроме того, сказал, что ни о какой продаже речи не идет; что администрации города как балансодержателю (если допустить, что такое случится) пришлось бы держать серьезный ответ; что сегодня рассматривается правовая перспектива возвращения городу даже утраченных в недавнем прошлом детских садов. В отношении же 19-й просто рассматриваются варианты с привлечением средств инвесторов с целью сохранить здание. И речь идет о 'перепрофилировании учебного заведения и создании на его базе многоуровневого образовательного учреждения школа-колледж-университет'. В том же духе высказался и заместитель начальника городского управления образования Валерий Шляфер: - О продаже речь не идет. Идет поиск инвесторов, которые могли бы помочь восстановить здание на условиях долгосрочной аренды впоследствии части помещений. Эти поиски и переговоры находятся в самой начальной стадии, ведутся с привлечением широкого круга лиц и носят очень предварительный характер. Рассматриваются различные варианты. На вопрос о том, где гарантия, что инвестор вместе с 'пальцем' (частью помещений) не откусит и 'руку' целиком (все школьное здание), Валерий Александрович ответил, что гарантией в данном случае может служить только договор, где будет прописано, сколько средств вкладывает инвестор в ремонт здания и на каких условиях и какое количество квадратных метров за это он получает. При этом он добавил, что в бюджет будущего, 2005 года планируется заложить некоторое количество средств на ремонт девятнадцатой плюс деньги из президентской программы, обещанные лично президентом Волковым. Так что перспектива доделать ремонт в школе 19 небезнадежна. На самом деле, конечно, жизнь не стоит на месте и вполне резонно местной власти менять профиль учебного заведения, если школа, к примеру, опустела. Как в свое время случилось со школой N 22, что на К. Маркса. Старый центр обезлюдел, деревянные дома посносили, мотозавод сильно разросся вширь - и школа обезлюдела. Ее номер и специализацию передали другой, новой - на Майской, где, наоборот, тогда шло активное жилищное строительство и сдавалось много многоэтажных домов. Есть, как известно, проблемы с наполняемостью классов сейчас в школах, дислоцированных в районе переулка Широкого. Но если говорить конкретно о микрорайоне Буммаш, то в нынешней ситуации здесь нет никаких данных, говорящих о демографическом кризисе: все сорок лет своего существования девятнадцатая работала с сильной перегрузкой по числу учащихся, и даже сейчас, на втором году ремонта и 'расселения', число учащихся чуть выше проектной мощности, а первоклашек записалось на полноценную параллель - 85 человек. Так что школа на Буммаше не просто нужна, а жизненно необходима, причем у нее есть все шансы стать настоящим центром притяжения для населения окружающего микрорайона и превратиться в 'точку роста' благодаря инициативе и здоровым амбициям ее нынешнего руководства. В правовом же отношении следует, вероятно, всем участникам любых 'манипуляций' вокруг школьных зданий еще раз взять и перечитать федеральный закон 'Об образовании' и еще один - 'О сохранении статуса федеральных и муниципальных учебных заведений и моратории на их приватизацию'. Хотя, по всей видимости, желающие 'зайти' в брошенные властями школы прорабатывают сейчас варианты не 'лобовой атаки', а какие-либо комбинации с 'перепрофилированием' или изменением статуса заведения (например, из 'учебного' в 'административное'). В любом случае, родительская общественность (это следует подчеркнуть особо) имеет право на получение полной и достоверной информации о предпринимаемых в отношении школ шагах, а Дума обязана быть на страже интересов населения в обеспечении права на получение полного среднего бесплатного образования в условиях, гарантированных законом, то есть не за тридевять земель от дома и не на головах друг у друга. Ведь школы эти строились на народные деньги и для народа. Так что осторожнее на поворотах, иногда заносит.