Газета №1 (0679) / 29 июля 2004 г.
МЭР ОТВЕТИТ
На прошлой неделе на вопросы журналистов ответил руководитель Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) по УР Михаил Маренников. Подводя итоги за первое полугодие, он обозначил наиболее важные дела, которые, скорее всего, получат широкий общественный резонанс.
УФАС продолжает заниматься изучением постановления администрации города о передаче нежилого муниципального фонда в доверительное управление ФКГ 'Сайгас'. По словам Маренникова, мэрия нарушила действующее законодательство, не согласовав постановление с возглавляемой им службой. В самом постановлении он усматривает признаки нарушения закона о конкуренции, когда одной коммерческой структуре предоставляются необоснованные преимущества. Кстати, 'Сайгас' попадает в поле зрения антимонопольного ведомства не впервые. Когда решался вопрос о передаче в управление здания в переулке Северном, 61, правительство УР заблаговременно обратилось тогда еще в МАП, и после анализа разрешение было получено. Почему этого не сделала администрация Ижевска, Маренникову непонятно. 20 июня УФАС республики получила необходимые документы по 'Сайгасу' и готова в двухнедельный срок представить официальное заключение.
Как стало известно 'Д', уже 26-го июля УФАС вынесла предписание администрации Ижевска - первое - об отмене этого постановления, второе - при выборе доверительного управляющего обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов на рынок услуг.
Впрочем, вопросы у УФАС к мэрии не только по собственности. В ходе изучения материалов о деятельности Горжилуправления (ГЖУ) были также усмотрены факты нарушения действующего антимонопольного законодательства.
По мнению УФАС, ГЖУ необоснованно занимает доминирующее положение на коммунальном рынке: обслуживает жилой муниципальный фонд, заключает договора на аренду и т.д. Кроме того, ведомство совмещает в себе функции управляющей компании и хозяйствующего субъекта, причем договора с муниципалитетом нет. По этому вопросу 12 августа соберется специальная, комиссия, где в отсутствии сторон будут рассмотрены материалы и вынесено решение. Прогнозы Михаил Маренников делать не стал, но обещал представителям СМИ дать исчерпывающую информацию.
Но в этом году претензии у борцов за здоровую конкуренцию возникали не только к ижевской администрации. Статистика свидетельствует о том, что органы исполнительной власти довольно часто нарушают антимонопольное законодательство. Причем больше всего от регулирующих органов достается торговле и автоперевозчикам пассажиров.
Так, за 6 месяцев текущего года ФАС по УР рассмотрела 10 заявлений от обиженных, по трем из них возбуждены дела. Кроме того, в ходе проверок было выявлено семь нарушений закона о конкуренции, три из них касались необоснованного препятствования осуществлению деятельности, два - необоснованного предоставления льгот, еще два иными способами создавали дискриминацию на рынке.
Из самых показательных и, наверное, довольно традиционных примеров Маренников привел случай с предпринимателем Мустаевым, которому администрация Индустриального района не хотела согласовать проект торгового и остановочного павильонов. После вмешательства УФАС справедливость восторжествовала.
Еще одним нарушителем, причем, похоже, злостным, стал вице-мэр Ижевска Александр Ушаков. Дело в том, что в Управление поступило заявление группы предпринимателей с просьбой рассмотреть вопрос о соответствии антимонопольному законодательству порядка расчета и определения ставок арендной платы за пользование земельными участками под временными сооружениями торговли, установленного постановлением 1996 года. Комиссия рассмотрела заявление и вынесла предписание о прекращении нарушений. Оно исполнено не было, а мэрия, в свою очередь, обратилась в арбитражный суд. Арбитраж предписание не отменил. Тогда управление начало административное производство.
Впрочем, всего этого можно было бы избежать на стадии проработки проектов, как в случае с 'Сайгасом'. За отчетный период на согласование в Управление было представлено девять проектов разнообразных актов, по четырем из них специалисты дали отрицательное заключение.