С этого места до дома президента Удмуртии на той стороне пруда рукой подать. Рано или поздно нам все равно придется заняться устранением первопричины цветения пруда и приступить к его очистке от донных отложений. А проще говоря, от той толщи ила, которая накопилась за 240 лет существования этого водоема.
Чистота - залог здоровья
Прежде всего следует сказать о том, что проблема отвратительного запаха питьевой воды знакома не только жителям Ижевска. Так, в целом ряде уральских городов текущая из кранов влага давным-давно имеет землистый привкус, который ей придает вещество под названием геосмин (в переводе с греческого оно означает 'запах земли'), являющееся продуктом жизнедеятельности злополучных сине-зеленых водорослей. Только в отличие от нас, ижевчан, жители всех этих городов давно привыкли к такой воде и просто не обращают внимания на ее запах. 'Поведение' водохранилищ примерно того же возраста, что и Ижевское, показывает, что осенью сине-зеленые водоросли ложатся на дно и успешно зимуют именно в толще донных отложений. А потому действительно эффективный способ борьбы с геосмином всего один - очистка водоема от ила. Все остальные меры (разведение рыб, перенос водозаборов и т.д.) являются лишь вспомогательными и никогда не станут панацеей от постигшей нас беды. То есть как ни крути, но на повестку дня выходит вопрос: 'Какой именно способ избавления от донных отложений является для Ижевска наиболее эффективным?' А если помимо технической стороны проблемы вспомнить еще и о затратах, то вопрос следует формулировать так: какая из известных специалистам технологий чистки нашего пруда имеет оптимальное соотношение цены и качества? Предлагаем вашему вниманию краткий обзор поступивших на сегодняшний день проектов и предложений.
Вариант 1. Спускают все!
В деревнях и селах эту задачу решают довольно просто: водоемы просто спускают, после чего ил вычерпывают экскаваторами или бульдозерами. Такая технология очистки Ижевского водохранилища могла бы стать самой дешевой и наиболее простой: после опорожнения пруда необходимо прокопать на дне несколько дренажных каналов для осушения иловых отложений, а затем постепенно собрать и вывезти всю накопившуюся 'грязь'. К сожалению, для Ижевска такая технология совершенно неприемлема хотя бы потому, что для удовлетворения потребностей 650-тысячного города мощностей одного лишь камского водовода явно недостаточно. Кроме того, спустить все 76 миллионов кубометров воды из Ижевского пруда просто невозможно по техническим причинам (о них мы поговорим чуть ниже) и потому властям придется выбирать какую-то более мудреную и, соответственно, более дорогую технологию его очистки.
Вариант 2. Сосу за миллионы
В сытой и богатой Западной Европе проблему борьбы с донными отложениями водоемов решают, говоря словами героя известной кинокомедии, 'без шума и пыли'. Специальная плавучая установка бросает якорь над местом скопления ила. Затем ко дну опускается гибкая труба и, подобно действию пылесоса, ил извлекается на поверхность. Точнее, извлекается не ил, а пульпа, которая на 90-95 процентов состоит из воды. Поэтому потребуется еще и осушительная установка, которая превращает зловонную жижу в симпатичные сухие брикеты. По прикидкам специалистов ОАО 'Удмуртгипроводхоз', приобретение заморского чудо-оборудования обойдется казне минимум в 120 миллионов рублей. Плюсом данной технологии является то, что отпадает необходимость в опорожнении пруда. Ну а очевидный минус заключается в том, что вся операция неминуемо растянется на несколько лет, поскольку за два с половиной века на дне нашего многострадального водохранилища скопились миллионы кубометров ила.
Вариант 3. Идем ко дну
Столь обширные залежи ила на дне Ижевского пруда - это результат того, что его шлюзы расположены отнюдь не в самой глубокой части водохранилища - на абсолютной отметке 96,2 метра. Иными словами, тот поток, что проходит через плотину, почти не тревожит иловые отложения: на поверхности вода бурлит и пенится, а на дне - тишина и покой! Исправить эту ситуацию можно путем переноса шлюзов в другое - более глубокое место на берегу пруда, откуда вода будет сбрасываться с отметки 94,3 метра. Кроме того, необходимо построить канал длиной более пяти километров, который станет искусственным участком реки Иж. В настоящее время уже подобран приемлемый маршрут для прокладки такого канала - он начинается у пересечения Южной набережной с улицей Баранова и соединяется с естественным руслом Ижа в районе улицы Зимней. У такого решения проблемы целых два достоинства: а) она дает возможность почти полностью спускать пруд перед началом весеннего паводка, то есть ежегодно избавляться от водорослей, которые расплодились за предыдущее лето; и б) строительство этого сооружения не помешает работе уже имеющихся шлюзов. К слову, срок эксплуатации последних вот-вот превысит все допустимые нормативы, а потому, рано или поздно, все равно встанет вопрос о необходимости их капитальной реконструкции. Впрочем, минусов у этого проекта столько же, сколько и достоинств: а) даже при условии стабильного финансирования работы растянутся минимум на целую пятилетку; и б) явно 'неподъемная' стоимость строительства: новые шлюзы и добротный пятикилометровый канал шириной 40 метров обойдется не в одну, а в несколько сотен миллионов рублей!
Вариант 4. Умножим на два
Еще один вариант борьбы за чистоту воды в Ижевском пруду - идея постройки севернее поселка Воложка дополнительного водохранилища емкостью 35 миллионов кубометров (самый первый проект постройки такого сооружения родился еще в 1837 году, правда, тогда оно было необходимо для увеличения объемов жидкости для водяных колес, вращавших заводские механизмы). На языке специалистов это сооружение называется 'буферное водохранилище', а смысл его создания заключается в следующем. Летом (когда из Ижевского пруда забирается столько же воды, сколько поступает в него) происходит застой водной массы. Именно в этот застойный период, да еще в условиях жаркой погоды, пруд начинает особенно активно цвести и, соответственно, пахнуть. Периодически выпуская воду из верхнего водохранилища в нижнее, мы разбавляем наш цветущий пруд и, кроме того, промываем его более чистой жидкостью, так как значительная часть водорослей при этом уносится прочь. Наряду со всеми положительными моментами у этого проекта есть несколько отрицательных сторон: во-первых, никак не решается вопрос собственно с очисткой Ижевского пруда от донных отложений; и во-вторых, для строительства этого довольно обширного водоема придется ликвидировать несколько садоводческих товариществ и компенсация имущества огородников потребует весьма значительных средств. Я уже не говорю о чисто производственных затратах на плотину и шлюзы, которые на сегодня оцениваются в 120-150 миллионов рублей.
Вариант 5. Раздвоение личности
Это совершенно новая идея, которая пока что не фигурирует ни в одном из предложенных проектов. Однако из всех вариантов очистки Ижевского пруда она позволяет решить данную проблему наиболее комплексно и к тому же попутно дает горожанам массу дополнительных удобств. По большому счету этот проект предусматривает комбинацию 1-го, 3-го и 4-го вариантов с той лишь разницей, что осушается не весь, а лишь четвертая часть пруда, новый водоспуск расположен не на плотине, а буферное водохранилище размещается в пределах уже существующей акватории Ижевского пруда. Говоря более понятным языком, предлагается соорудить дамбу между парком Кирова и поселком Вараксино. То есть в одном из самых узких мест Ижевского пруда, где его ширина составляет чуть более километра. Если быть более точным, то сначала необходимо установить шпунтовую стенку, осушить огороженный участок и смонтировать шлюзы, а затем начать отсыпку дамбы на манер той, что была построена в прошлом году на косе Тузла. Что дает нам такая многоходовая комбинация? Во-первых, после сооружения дамбы и разделения водоема на две части нужно спустить воду из 'нижнего' пруда и можно приступать к очистке дна от ила (способ описан в главе 'Вариант 1'). Дело в том, что именно здесь сосредоточено до 80% всех иловых отложений Ижевского пруда, а потому осушать его целиком просто нет никакого смысла. Ну а для пропуска воды из 'верхнего' водоема необходимо проделать двухкилометровый канал, при этом в качестве его левой стенки можно использовать почти повсеместно укрепленный бетонными плитами левый берег пруда. Во-вторых, попутно с очисткой дна можно углубить чашу 'нижнего' пруда, с тем чтобы сделать ее более вместительной, а значит и менее удобной для жизни сине-зеленых водорослей (как известно, они активно размножаются на мелководных участках). В-третьих, основные (северные) водозаборные сооружения 'Ижводоканала' будут продолжать действовать на протяжении всей операции, так как они расположены несколько выше дамбы. Уже на следующий год в очищенную нижнюю часть пруда можно будет пустить вешние воды и вновь запустить в работу южный водозабор. В-четвертых, благодаря дамбе на месте одного водохранилища мы получаем каскад из двух прудов. Если держать уровень 'верхнего' пруда на чуть более высокой отместке, чем в 'нижнем', это позволит решать все те задачи, которые возлагаются на буферное водохранилище (см. главу 'Вариант 4'). Ну и, наконец, в-пятых, город получит дополнительную автодорогу (своеобразную 'малую кольцевую'), которая разгрузит Заречное шоссе, улицы Новоажимова и Горького. Немаловажно и то, что стоимость вышеописанного проекта составляет порядка 100 миллионов рублей. То есть данный вариант спасения пруда является самым дешевым из всех технически приемлемых проектов.
'Казнить нельзя миловать'
В истории есть немало примеров того, как многие самые гениальные идеи отвергались из-за совершенно второстепенных причин, никак не связанных с сутью того или иного проекта. Вышеописанный вариант очистки пруда с помощью промежуточной дамбы имеет одинаковые шансы быть либо 'зарубленным', либо 'подхваченным' властью в зависимости от того, каким именно способом предполагается создавать разницу в уровнях двух прудов. Так, повышение уровня 'верхнего' водоема хотя бы на полметра приведет к неминуемому подтоплению ряда дачных поселков на правом берегу пруда, в том числе и в знаменитой 'Липовой роще', где имеют дачи многие представители республиканского бомонда. Едва ли этим людям понравится перспектива вычерпывать воду из подвалов своих особняков. Думаю, что вариант, который мог бы устроить абсолютно всех, - это некоторое понижение уровня 'нижнего' пруда. Ведь это вовсе не приведет к обмелению водоема, поскольку удаление иловых отложений значительно увеличит его вместимость. При таком решении проблемы даже близость к Липовой роще может стать еще одним аргументом 'за': во-первых, президент республики получит возможность лично контролировать ход строительства дамбы из окон своего дома, что будет способствовать реализации проекта в установленные сроки. Во-вторых, проложенная по дамбе автомобильная трасса в два-три раза сократит время, которое тратит президент на дорогу из дома на работу. А это значит, что вышеописанный проект действительно имеет все шансы стать 'задачей государственной важности'...
С 14 по 18 июня 2004 года инициативной группой был организован сбор подписей в пользу требований, высказанных в прилагаемом письме. Всего было собрано 540 подписей граждан, проживающих в Первомайском, Октябрьском и Ленинском районах.
Президенту УР Александру Волкову Главному федеральному инспектору Александру Кобзеву Мэру Ижевска Виктору Балакину

Открытое письмо
Мы, жители Ленинского, Октябрьского и Первомайского районов города Ижевска, уже второй год оказываемся в эпицентре событий, связанных с водоснабжением. Из кранов в наших квартирах с весны по осень бежит вода с запахом, как мы уже успели выучить, геосмина. Но дело даже не в этом, к тому же запах в последнее время стал слабее. Мы хотим услышать конкретный ответ на наш вопрос: сколько нам еще терпеть? Мы понимаем, что в одночасье проблему с прудом не решить, но хотя бы обозначить сроки. Сколько еще с экранов телевизоров нас будут запугивать страшилками про дуст, менингит, тяжелые металлы, искать виновных там, где виноваты все и никто, вместо того, чтобы объяснить все четко и ясно и реально включиться в решение проблемы. Говорить, что у пруда нет хозяина, что необходимо много денег, а их нет, - это не есть решение проблемы. В конце концов, и в республиканском, и в городском бюджетах находятся деньги на социально-культурные мероприятия. Чего стоит только цирк, Михайловский собор, Вечный огонь? Неужели на проблему жизнеобеспечения города, в котором проживает треть населения Удмуртии, денег не нашлось? Нам не надо зрелищ, нам нужна нормальная вода, достойные условия проживания. В данный момент мы видим, что работает только тот, кто остался 'крайним', - Водоканал: за работой их машин и людей жители наблюдают в разных районах города. И запах в воде действительно уменьшился. Так что если процесс оздоровления пруда затянется, то, может, стоит передать средства Водоканалу, чтобы он сосредоточил усилия на очистке воды. Мы не хотим, чтобы на воде делали политику. Мы ждем от вас решительных мер. В соответствии с вышеизложенным мы предлагаем администрации города и республики заняться проблемой водоснабжения по-настоящему и реализовать, например, следующее: 1) средства, предусмотренные на строительство Михайловского собора и восстановление Вечного огня, передать на очистку пруда; 2) не отключать даже плохо пахнущую воду, так как она необходима как в бытовых целях, так и в целях соблюдения личной гигиены; 3) прекратить 'поток' страшилок и непроверенной информации с экранов телевизоров и страниц газет. Оригинал письма и подписей отправлены 22 июня 2004 года Президенту УР А.А. Волкову, копии - остальным адресатам и в средства массовой информации. Ответы просьба направлять главе инициативной группы - Ларисе Николаевне Савинцевой по адресу: г. Ижевск, ул. Ленина, 164-43.