Андрей Сургучев весь в планах.Начавшийся на заводе рост производства позволил своевременно выплачивать зарплату рабочим и рассчитываться с поставщиками, однако на КМЗ тяжелым бременем висят долги прошлых лет. О перспективах финансового оздоровления предприятия, находящегося сегодня в стадии внешнего управления, 'Д' побеседовал с финансовым директором КМЗ Андреем Сургучевым. - Единственный нормальный путь закрытия проблем юридического лица - это процедура банкротства, - говорит Андрей Сургучев. - Есть так называемые 'хорошие' и 'плохие' процедуры банкротства. 'Плохая' означает пустить предприятие с молотка: продано, продано, продано... Если бы такая процедура шла на КМЗ, завод оказался бы в руках 10-15 собственников - это здание купил бы один, это - другой и т.д. Есть такое предприятие в Башкирии, в соседнем городе Нефтекамске, 'Башсельмаш' - огромный монстр, который в советское время построили для производства сельскохозяйственной техники. Оно находится в собственности нескольких десятков юридических и физических лиц и как единый комплекс не в состоянии функционировать. Здесь, на КМЗ, поставлена задача провести процедуру банкротства так, чтобы целостность предприятия не была нарушена. Чтобы предприятие продолжало нормально работать и имело хорошую инвестиционную привлекательность.
- Что делается для достижения этой цели новой командой и каким Вы видите конечный результат Вашей работы?
- Сегодня очень большая работа проводится в области инвентаризации имущества и его нормального оформления. Когда банк (АКБ 'ЦентроКредит'. - Прим.) сюда пришел, на основные фонды не была оформлена государственная регистрация. Сейчас, когда идет процедура банкротства, важно, чтобы каждая деталь существовала юридически, а не просто лежала на территории завода. Предыдущие собственники не могли себе позволить или не хотели выделить 1,2 млн рублей на госрегистрацию основных фондов. Чем это все должно закончиться? Должно быть создано новое юридическое лицо без долгов, которые сейчас мучают Камбарский машзавод и не дают ему нормально развиваться. Необходимо как можно быстрее прекратить все эти судебные дела, которые продолжаются на заводе уже лет 5-6.
- За прошлые годы у завода накопилось порядка 80 млн рублей кредиторской задолженности. Сколько реально придется выплачивать кредиторам, учитывая, что законность происхождения части долгов может быть оспорена?
- Процедура банкротства для того и существует, чтобы разобраться, какие долги законны, а какие нет. Хозяйственная деятельность у нас в стране - штука сложная, и все возникающие обязательства не отличаются кристальной чистотой. Поэтому здесь надо разбираться. Долги по зарплате - это святое. А какие-нибудь полуфиктивные договоры, заключенные предыдущими директорами, - к ним надо подходить более осторожно. Если суд признает законным требования кредиторов, то только тогда возникает обязательство по их погашению. Общая сумма долгов, заявленная по суду, составляет на сегодняшний день около 20 млн рублей.
- Из каких средств будут погашаться долги?
- Это непрофильные активы - например, дом культуры, плотина, котельная. Они будут передаваться в муниципальную собственность на определенных условиях. Огромное количество материалов, накопленных за годы работы завода, металлолом, недостроенные корпуса. Также - выручка, которую завод будет получать от своей деятельности.
- Ясно, что банк - это непрофильная структура для КМЗ. Планирует ли 'ЦентроКредит' впоследствии продать свою долю компании, которая бы стала стратегическим партнером завода?
- Такие планы есть, я скрывать не буду, и для Камбарского машзавода это будет являться большим благом. Да, есть структуры, с которыми банк взаимодействует, которые могут вложить в реконструкцию и модернизацию завода - с ходу - от 20 до 40 млн долларов. Для Удмуртии это очень большие деньги. Банк не может себе позволить такие вложения.
- О каких компаниях идет речь?
- Это специализированные машиностроительные холдинги. Очень многие интересуются КМЗ, потому что завод является в некоторой степени монополистом по выпуску узкоколейной техники у нас в стране. Перспективы экспорта у завода очень хорошие: Ирак, Иран, Индия, Вьетнам - там практически 90 процентов железнодорожного парка изношено до предела. КМЗ может предложить свои локомотивы почти в два раза дешевле аналогичной продукции производства Франции и США. Если КМЗ удастся наладить экспорт, Камбарка будет хорошо жить и заказчики будут очень довольны. На днях делегация завода отправляется для переговоров во Вьетнам.
- Какие направления производства на КМЗ перспективны для закрепления предприятия на внутреннем рынке?
- Сотрудничество с добывающими компаниями, которые имеют рудники и большие прииски и которым, соответственно, нужна узкоколейная техника. Также перспективны дефектоскопы, которые нужны МПС для диагностики дорог, но это некоммерческий рынок.
- КМЗ - градообразующее предприятие для Камбарки. От стабильной работы завода зависит уровень жизни многих семей в городе, а все последние годы он был крайне низким. Сейчас завод заработал. Вы замечаете, какие перемены происходят в городе?
- Я в Камбарке не живу, но регулярно здесь появляюсь. Тут есть местный рынок, и я вижу, что с каждой выданной на заводе зарплатой он растет, становится больше. Дела на заводе идут, и социальный климат в городе тоже улучшается.