фото Поэтому тем тягостным впечатлением, которое оставляет премьера спектакля 'Обломоff, или сон Ильи Ильича в 2-х частях' (режиссер Юрий Фараджуллаев) в Русском драматическом театре им. Короленко, мы, видимо, целиком обязаны местным служителям Мельпомены. И дело здесь не в том, что создатели ижевского спектакля изменили главной коллизии 'Обломова', будь то классический текст Гончарова или пьеса Угарова. С этим как раз все в порядке. Конфликт между Штольцем и Обломовым как носителями двух противоположных начал - активно-прагматического (буржуазность Штольца) и созерцательно-романтического ('русская душа' Обломова) - в спектакле воспроизведен со старательностью, достойной школьной программы. (Так что обещание театра, что поставленная пьеса 'напрочь разбивает привычные представления об Обломове', следует, конечно, воспринимать не более как рекламный ход). Проблема спектакля в другом. Классический текст романа, как известно, провокационен. Гончаров сознательно дает противникам 'обломовской' натуры все шансы для идеологической и моральной победы - его главный герой ленив, неопрятен, в общем-то, неумен, боится женщин и просто аутсайдер по жизни. Штольц - все с точностью до наоборот. И все же в конечном счете логика и философия романа заставляет задуматься о том, действительно ли так уж все однозначно. Не прав ли в чем-то глубинном, истинно человеческом все-таки именно Обломов, а не прогрессивный, деловой и такой надежный Штольц? Поэтому главный конфликт спектакля на самом деле должен был бы разворачиваться не на сцене, а в душе зрителя, разрываемой между двумя половинками человеческого 'я'. Именно поэтому так скучен был роман Гончарова в трактовке советской школы, клеймившей 'обломовщину', но так прекрасен фильм Михалкова 'Несколько дней из жизни И.И. Обломова', где и Штольц в исполнении Юрия Богатырева был прекрасен, и Олег Табаков в роли Ильи Ильича великолепен. Постановщик 'Обломoffа' в театре им. Короленко Юрий Фараджуллаев сумел добиться чего-то совсем нового. И Обломов, и Штольц в его трактовке начинают вызывать раздражение буквально с первых минут спектакля. Даже Обломов в исполнении Эдуарда Сажина несимпатичен (дурашлив, не обаятелен, его псевдофилософские монологи скучны), что уж говорить о Штольце (артист Иван Слободчиков). Образ последнего кажется просто списанным с какой-нибудь большевистской карикатуры на 'буржуя' - о неоднозначности этого персонажа вопрос даже не возникает, какая там тебе 'протестантская этика и дух капитализма'... Такой результат, конечно, явно не плод сознательной установки режиссера: видно, что, по крайней мере, Эдуард Сажин старается внушить симпатию к своему герою - просто не получается... А вот Ольга Ильинская - дама сердца Обломова - уже откровенно трактуется в спектакле как расчетливая и тупая стерва. Поэтому, наблюдая внезапную к ней страсть Ильи Ильича, хочется сказать классическое 'Не верю!'. В общем, проблема внутреннего конфликта, которую рождает новый спектакль Русского драматического, - это не проблема признания исторической и человеческой правоты Штольца или Обломова, а вопрос выбора - уйти ли со спектакля сразу или все-таки дождаться антракта.