При директоре Анэтте Сидоровой Театр оперы и балета ставил перед собой амбициозные цели. (фрагмент спектакля  'Пиковая дама'). И пока не будет решена эта проблема, не будет, конечно, решен вопрос и о назначении директора Государственного театра оперы и балета УР, который вот уже несколько месяцев (после кончины последнего руководителя Владимир Кравченко) пребывает без 'хозяина'. Между тем решать этот вопрос надо как можно скорее. Любой театр, особенно такой крупный, как наш оперный, - это не просто производственная единица, это коллектив людей, которым для творческой работы нужен лидер, способный предложить долгосрочную программу развития, поставить масштабные цели и вдохновить, так сказать, на творческие подвиги. Особенно в условиях, когда материальное положение людей искусства желает оставлять много лучшего. Одним из последних моментов, которые указывают на то, что с руководством Театра оперы и балета нужно срочно что-то решать, является эпизод, связанный с победой в конкурсе на получение Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. 13 декабря президентом Путиным было подписано распоряжение о выделении гранта в 200 тысяч рублей для организации на базе нашего театра Центра творчества имени П.И. Чайковского. Поскольку руководителем этого проекта является Анэтта Сидорова (на момент подачи заявки на конкурс она была директором Театра оперы и балета), то и грант распоряжением президента присужден на ее имя. Поэтому теперь для того, чтобы театр получил эти деньги, он должен заключить с Анэттой Петровной специальный договор, как с руководителем проекта. Однако уже апрель на дворе, а воз и ныне там. Заключение договора фактически саботируется. Исполняющая обязанности директора театра Лариса Химич сначала вообще отказалась осуществлять проект под предлогом того, что у театра и так много долгов. После того, как Анэтта Сидорова разъяснила, что для получения гранта нашему театру не надо вкладывать какие-то дополнительные средства, что базой проекта 'Центр творчества им. П.И. Чайковского' являются, прежде всего, уже сделанные театром постановки и другая ведущаяся работа, Лариса Химич стала утверждать, что в проекте слишком велика гонорарная часть затрат. Более того, в труппе театра стали распускать слухи о том, что львиную долю из средств гранта Сидорова собирается забрать себе. На прошлой неделе Анэтте Петровне пришлось лично встречаться с коллективом, чтобы рассказать правду. Что касается гонорарной части, то действительно примерно половину всей суммы по смете проекта предполагается распределить среди сотрудников театра - главных специалистов, молодых специалистов, руководителей цехов. Почему Лариса Химич не хочет хоть как-то материально поддержать сотрудников театра, получающих нищенские зарплаты, остается непонятным. Между тем на встрече с коллективом Химич заявила, что не подписывать договор с Сидоровой ее 'попросил' учредитель, то есть Министерство культуры. Кстати, именно с позицией нынешнего министра культуры Людмилы Пескишевой связывают многие наблюдатели отставку Анэтты Сидоровой с должности директора в прошлом году. Возможно, Пескишева, прибывшая на высокий пост министра из Сюмсинского района, поначалу опасалась нелестных для себя сравнений с Анэттой Сидоровой - бывшим министром культуры и самым успешным директором Театра оперы и балета за последние 15 лет. Напомним, что именно при Сидоровой театр стал ставить перед собой амбициозные цели. Такие постановки, как оперы 'Пиковая дама' и 'Кармен', стали по-настоящему яркими событиями в культурной жизни республики, в театре появилась талантливая молодежь - выпускники российских училищ. К работе в театре стали привлекать столичных постановщиков и ведущих солистов из других городов. Появились спонсоры, стали завязываться контакты, которые позволили бы театру гастролировать и по стране, и за рубежом, что очень немаловажно как для артистов, так и для имиджа театра. Пытаясь как-то рационально объяснить отставку Сидоровой, в вину ей поставили большие долги театра. А то, что около 7 миллионов долга достались Сидоровой в наследство от предыдущих руководителей, что при ней сборы возросли с 2 до 6 миллионов в год, что огромное запущенное здание театра стало наконец-то ремонтироваться и что театр стал жить и развиваться - этого предпочли не замечать. Сегодня артисты театра пишут письма с просьбой вернуть Сидорову на должность директора. Но возобладает ли у нас в республике, наконец, здравый смысл и понимание того, что культуре нужны не символические фигуры и бюрократы, а люди, которые разбираются в специфике сферы искусства и болеют за дело душой, - остается только гадать.