В феврале 2004 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 574,4 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 496,7 млн руб. меньше, чем в январе, и на 94,8 млн больше, чем в феврале 2003 года. Звучит действительно благозвучней, чем 'сократить', и гораздо богаче по смыслу - вроде как не от плохой жизни, а ради стремления к лучшему. Однако на исполнении бюджета в феврале филологические нюансы никак не сказались, если что и попало под 'оптимизацию', так это доходы, и тут уж ничего не поделать - сколько доходов, столько и расходов. Традиционное сравнение с предыдущим месяцем и аналогичным месяцем прошлого года выглядит следующим образом: по отношению к январю февральские доходы снизились на 13,3 процента и лишь на 4,4 процента превысили доходы февраля 2003 года. Соответственно увеличение расходов получилось скромным (+9,4 % по сравнению с январем, +8,5 % к февралю прошлого года). Объективно это было обусловлено тем, что сбор налогов на территории Удмуртии в феврале оказался ниже, чем в январе, на 24 процента и только на 6 процентов выше прошлогоднего уровня. При этом централизация налоговых ресурсов в Москву значительно выросла, и с учетом средств, вернувшихся в республику в виде федеральных дотаций, субвенций и субсидий, этот показатель составил 56,4 процента (в феврале 2003 г. - 40,6 %). Основная проблема, как всегда, кроется в структуре налоговых доходов. Но не только в ней. Так, снижение поступлений от налога на прибыль - отражение тенденций в удмуртской экономике, начавших проявляться еще два года назад. Поскольку речь идет о налоге, занимавшем первую строчку в доходных источниках, резкое снижение его поступления (в 3,3 раза по сравнению с январем и в 2,3 раза по отношению к данным за февраль 2003 г.) привело к общему проседанию налоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртии. Падение по отношению к данным за январь составило 28, а к аналогичному периоду прошлого года 18,2 процента. Если говорить об абсолютных цифрах, то по сравнению с исполнением бюджета в феврале прошлого года общий прирост налоговых поступлений нынче составил около 97 млн руб. Более 80 процентов в этой сумме составляет налог на доходы физических лиц, остальное делят между собой акцизы и налог на совокупный доход. табл. Таким образом, большая часть налогового роста в феврале была обусловлена не позитивными сдвигами в экономике, а продиктованным из Москвы увеличением зарплат работникам бюджетной сферы. То есть оказалась прямо увязанной с необходимостью обеспечивать новые расходы бюджета. Структура произведенных в феврале из удмуртского бюджета расходов подтверждает его высокую 'зарплатную' составляющую, основными точками роста (по сравнению с февралем 2003 г.) стали образование (+17,4 %), здравоохранение (+20,1 %) и культура (+27,4 %). А аутсайдерами - ЖКХ (-30,5 %) и сельское хозяйство (в 2,1 раза меньше). Правда, есть еще и затраты на государственные СМИ (-33 %), но здесь снижение обусловлено высокими прошлогодними расходами властей на создание системы вещания телекомпании 'Моя Удмуртия'. Между тем даже достаточно 'оптимизированные' февральские расходы потребовали средств, выходящих за рамки бюджетных доходов месяца, и Правительству УР и местным администрациям пришлось 'подъесть' остатки средств на своих счетах. В результате остатки сократились в общей сложности почти на 167 млн руб., снизившись по состоянию на 1 марта до 500,8 млн руб. (для сравнения: на 01.03.03 г. - 597,6 млн руб.). В то же время эти финансовые резервы вряд ли стали единственным источником покрытия текущего дефицита в феврале. Похоже, что во внутренний оборот бюджета Удмуртии в этом году все еще продолжали поступать средства от сделки по продаже акций ОАО 'Белкамнефть'. Во всяком случае, только суммы уменьшившихся за месяц остатков не хватило бы для покрытия всего образовавшегося дефицита и сокращения задолженности и госдолга Удмуртии, что имело место по итогам прошлого месяца. В целом же за период с 1 марта прошлого года ситуация с долгами бюджета несколько стабилизировалась. Госдолг Удмуртии (образующийся из полученных ссуд из бюджета РФ, банковских кредитов и обязательств бюджета УР перед третьими лицами) сократился за год на 0,8 процента, при этом задолженность (за исключением детских пособий, начислений на фонд оплаты труда и госкапвложений) выросла на 29,3 процента. Могло быть и хуже, если бы не $50 млн, вырученные за акции ОАО 'Белкамнефть'. Но в этом году Удмуртии придется пожинать другие последствия этой продажи.
Рейтинг налогов в феврале