Плакат, призывающий голосовать 'Против всех', в конкурсе политического плаката на сайте Grani.ru. Тому, какими еще агитационными материалами и технологиями - наивными и изощренными, забавными и не очень - сопровождались эти самые 'выбора', посвящается данная статья. Наш обзор, конечно, не претендует на полноту - скорее, это несколько зарисовок на заданную тему.
Скандал с роликом Центризбиркома
'Победа одного - триумф миллионов!' Уже эта фраза, которой начинался телевизионный ролик Центризбиркома с призывом к гражданам идти голосовать, могла трактоваться как скрытая реклама Путина. Понятно, кто именно из семи кандидатов в сознании нашего населения ассоциировался со словом 'ОДИН', способным набрать МИЛЛИОНЫ голосов. Но все, в действительности, обстояло еще хуже. В конце февраля разгорелся скандал - один из кандидатов в президенты России, Ирина Хакамада, обратила внимание общественности на очевидное сходство этого рекламного продукта с предвыборными роликами 'Единой России' трехмесячной давности, который заканчивался словами 'Вместе с Президентом выбирай 'Единую Россию'. Ролики совпадали не только по отдельным кадрам, но и общей концепцией, принципом компоновки, музыкой; они были озвучены одним и тем же мужским голосом. Как удалось выяснить журналу 'Коммерсантъ ВЛАСТЬ', производством обоих роликов по заказу Центризбиркома занималось одно и то же рекламное агентство 'Видео Интернешнл' (РАВИ). Трудно предположить, что в Центризбиркоме сидят такие некомпетентные специалисты, что они оказались не способны увидеть здесь возможности 'скрытой рекламы' одного 'главного кандидата'.
Аты-баты, шли дебаты
Президент и кандидат в президенты Владимир Путин отказался от участия в теледебатах, объяснив это тем, что лучшей формой агитации для него является его четырехлетняя работа на посту президента. На самом деле приход Путина в студию в качестве лишь одного из семи кандидатов, где ему пришлось бы на глазах у телезрителей вести на равных прямую полемику с соперниками, мог только снизить его рейтинг. Так что участие Путина в теледебатах было исключено с самого начала. Может, именно поэтому дизайн созданной для дебатов студии РТР (главного государственного телеканала) был таким, чтобы пришедшие сюда кандидаты выглядели максимально глупо и несолидно. Гнетущая, грязноватая сине-красная гамма декораций, отсутствие столов, 'декадентские' стульчики, уместные более в каком-нибудь молодежном баре, чем там, где серьезные государственные люди обсуждают серьезные государственные проблемы, - все это воспроизводило атмосферу какого-нибудь второразрядного, 'бытового' ток-шоу. Кстати, для своей откровенно пиаровской акции, широко освещенной всеми телекомпаниями, - встречи с доверенными лицами - Путин избрал зал главного здания МГУ, самого яркого образца эстетики 'сталинского ампира', который сегодня воспринимается российским населением как высший образец державного, государственного стиля.
фото Волков, как Путин
Как и Путин, кандидат в президенты Удмуртии Александр Волков пиарился в СМИ в первую очередь не за счет материалов, официально оплаченных через избирательный фонд, а за счет освещения его деятельности как действующего президента. Например, один из номеров государственной газеты 'Известия Удмуртской Республики', выпущенный огромным тиражом, был фактически превращен в большой цветной буклет, повествующий о программе 'Стратегия развития Удмуртской Республики', которая позиционировалась как предвыборная программа Волкова. Впрочем, под этим же брендом 'Стратегия развития' подавались и официальные агитационные материалы Волкова - ролики на ТВ, рекламные плакаты с портретом кандидата... Вездесущий, как оруэлловский Большой Брат, Александр Александрович смотрел на избирателей не только со стен учебных, медицинских культурно-просветительских учреждений, но и со стеклянных витрин и дверей чуть ли не каждого магазина. К счастью, пиарщики оппонентов Волкова не прибегли к испытанному в других регионах 'партизанскому' средству борьбы с такой наглядной агитацией - разбиванию нескольких витрин с волковскими плакатами камнями (чтоб другим неповадно было). Вряд ли владельцы торговых сетей согласились бы терпеть подобные убытки даже под страхом применения к ним 'административного ресурса'.
Билборды и стикеры
В Ижевске отсутствовала билбордная реклама обоих президентов - Путина и Волкова (последний ограничился лишь большими растяжками). На билбордах вдоль дорог красовались лишь постеры Одиянкова, Хакамады и Малышкина. Сюжет билборда кандидата ЛДПР был особенно чуден - слева - Владимир Жириновский со сложенными 'в замок' руками, справа, в точно такой же позе, - Олег Малышкин. Выигрывал от такого соседства, конечно, Владимир Вольфович: если раньше Жириновского принято было рассматривать как классического политического клоуна, то теперь на фоне карикатурно подражающего ему (и не только на билбордах) Малышкина 'сын юриста' смотрится чуть ли не английским аристократом. Вместо билбордов ижевские сторонники Сергея Глазьева заклеили центр города красно-белыми стикерами с целым рядом достаточно креативных слоганов: 'За Глазьева! За Родину!', 'Вернем себе Россию!' и др. Живую симпатию в руководстве ижевского ГЖУ вызвал, по нашим сведениям, глазьевский стикер: 'ЖКХ: Хватит реформировать, пора ремонтировать!', что по-человечески и профессионально вполне понятно. Уже в день выборов за срыванием стикеров Глазьева был замечен лично глава администрации Ленинского района Андрей Пиянзин.
Гибель бюллетеня
А вот активисты местного отделения Национал-большевистской партии проклеили полторы сотни самодельных стикеров, призывавших голосовать против всех. Кроме того, 'лимоновцам' принадлежит самая радикальная агитационная акция непосредственно в день голосования. 14 марта 18-летний активист НБП Андрей Головков (рабочий одного из оборонных предприятий Ижевска) пришел на избирательный участок в школе N11. Получив у комиссии свои бюллетени, он порвал их на глазах присутствующих со словами 'Нет выборам без выбора! Россия - без Путина!' Слоган 'Россия - без Путина!' являются лозунгом общероссийского движения, возглавляемого лидером НБП Эдуардом Лимоновым и гроссмейстером Гарри Каспаровым). Вместе с Головковым в акции участвовали и его два 17-летних товарища, которые еще не достигли избирательного возраста. Все трое тут же были задержаны сотрудниками милиции. Напомним, что вторую из двух публичных акций против кандидата Путина, которые имели место в Ижевске за всю выборную кампанию, также провела молодежная политическая группировка. 23 февраля члены леворадикального союза 'АТАКА' устроили несанкционированный пикет у Дома правительства.
Батыр и Оборотень
Наибольший скандал по поводу агитматериалов в Удмуртии вызвала так называемая 'Книжка-раскраска для семейного пользования. По мотивам удмуртских народных сказок', в которой рассказывалось, как 'Одиянков-батыр людей от Оборотня избавил'. Под волком-оборотнем понимался, естественно, Александр Волков. Ошибкой авторов этого материала было, думается, то, что, обозначив свою продукцию как материл для 'семейного чтения', они как бы втащили в политику детей, что вызвало у многих избирателей крайне негативную реакцию. На чем и сыграли 'проволковские' СМИ, уделившие этой книжке большое внимание. Написали бы уж лучше 'Сказка для взрослых'...
Настоящий полковник
Самая забавная листовка за эту выборную кампанию на территории Удмуртии была выпущена от имени кандидата в Президенты УР Алексея Штыкова. Вот несколько фрагментов из приведенной в листовке биографии: 'Сын угрюмого Прикамья, удмурт:' родился в многодетной семье: В 15 лет без разрешения родителей, с благословения пересь Аная уехал в Свердловск учиться и служить народу: Женат. Имеет трех дочерей и сына Ивана:' и т.п. Подписано все это было так: 'Пока еще не политик, но хороший человек и настоящий полковник'. Уже стремление просклонять удмуртское понятие 'пересь Анай' (то есть 'бабушка') в мужском роде и общий юмористический тон текста указывают на то, что со Штыковым эту листовку, скорее всего, не согласовывали. По-видимому, мы имеем здесь дело с проявлением творческого веселья пиарщиков, которым разрешили 'оттянуться' на агитматериале 'технического' кандидата ('спутника'). Но самый мощный сгусток творческой энергии на этих выборах сконцентрировался, думается, на сайте Грани.Ру, объявившем конкурс политического плаката. Протестные настроения людей, способных к использованию искусства в политических целях, вылились в абсолютное преобладание темы безальтернативных и нечестных 'путинских' выборов в большинстве работ, присланных на конкурс.
P.S.
За три дня до выборов депутат Госсовета, главврач республиканского диагностицеского центра Светлана Кривилева отправила по домам своего округа своих подчиненных, которые раздавали жителям 'аптечки медицинские индивидуальные: лекарства для всей семьи'. 'Это подарок от депутата', - говорили они. И добавляли пожелание о том, чтобы, придя на избирательный участок, человек проголосовал за: Александра Волкова. Приблизительная стоимость вложенных в аптечку лекарств 14 наименований - 65 рублей. Такие вот, блин, 'выбора'.