фото Уже вторую неделю на ее экране демонстрируется новый нашумевший фильм Квентина Тарантино 'Убить Билла' ('Kill Bill'). Что в сравнении с этим третья часть 'Матрицы' ('Революция'), которая незадолго перед этим шла в 'Ижстали'? Да просто отстой. Блондинка по прозвищу Невеста (она же Черная Мамба) в исполнении Умы Турман, выйдя из пятилетней комы, вспоминает собственную свадьбу, а также то, что всех гостей и участников свадьбы уничтожили ее боевые подруги из Отряда Смертоносных Гадюк во главе с Биллом (Дэвид Кэррэдин). Убить Билла и всех остальных предательниц - вот теперь цель Невесты. Она обзаводится самурайским мечом и отправляется мстить за себя и своего нерожденного ребенка. Сюжет, конечно, дурацкий. Зато как сделано! Все прочитанные мною рецензии на этот фильм единодушны, по крайней мере, в одном - Тарантино сделал красивый фильм, который придется по вкусу как законченным эстетам, так и широким массам. Что касается масс, то они получили просто высокого качества боевик. Слово самому режиссеру: 'Это мой первый боевик. Я всегда преклонялся перед режиссерами, которые делают такое кино. На самом деле именно их я считаю настоящими режиссерами: Я много раз просматривал ту сцену из 'Апокалипсиса сегодня', под 'Полет валькирий'. И решил: хочу, чтобы мои боевые эпизоды были такими же классными. Только так. А если нет (стучит по столу), значит, я не такой крутой, как думаю. Понятно? Это был вызов самому себе:' Короче говоря, Квентин Тарантино хотел сделать 'классный боевик' и сделал его. Это для широкой публики. Ну а для интеллектуалов традиционно - постмодернизм, высокая техника цитирования и т.п. В отношении цитирования специалисты называют прежде всего дальневосточный синемато-граф: 'Сцена в клубе якудза по своей визуальной изощренности вообще напоминает краткий экскурс по истории кино. Девичья поп-группа, наяривающая рок-н-ролл, - в мини-юбках, со смешными высокими прическами в стиле 1970-х, - прямая отсылка к мюзиклам 'Шоу-скопа' (знаменитая гонконгская киностудия. - А.К.). Неожиданное выключение цвета - героиня Турман переносит себя в славную эпоху раннего японского кино; ее полет с клинком в размытой черно-белой дымке под соответствующую музыку - реприза из классических самурайских картин 1930-50 гг. Наконец, ее поединок с леди-боссом якудза в ослепительной красоты зимнем садике - это сразу и 'Шоу', и Ошима, и Китано....' Добавим сюда фрагмент классической японской анимации. И еще отсылки к сенсациям последнего уже европейского фестивального кино ('Догвилль' Ларса фон Триера, 'Поговори с ней' Педро Альмодовара): 'Схематичная фактура интерьеров, снятых сверху, плюс нарисованный ремешок на пальто одной из киллерш: - привет Триеру. Альмодовару, однако, досталось больше: у сентиментального испанца медбрат влюбляется в красавицу, лежащую в коме, у Тарантино санитар свою бесчувственную пациентку продает всем желающим по сходной цене'. В общем, все довольны - и элита, и массы. Правда, когда выходишь из кинотеатра - обсудить фильм почему-то не получается. Вроде бы и хочется, а сказать, в общем-то, нечего. Разве что-нибудь типа: 'Красивая сцена была в японском садике, да?..' И получить в ответ такое же туповатое: 'Ну да, красивая:' Все равно что обсуждать салют. Во время залпов кричим 'Уау!' или 'Ура!' (это в зависимости от степени приобщенности к масскультуре), а после него остается разве что подсчитать стоимость затраченных на снаряды денег (кстати, бюджет 'Убить Билла' - 57 миллионов долларов). Впрочем, что еще ждать от постмодерна в чистом виде? Ну, поменял Тарантино базу цитирования - французскую 'новую волну', которой он вдохновлялся в предыдущих своих картинах, на японские фильмы про якудзу и гонконгские про кунг-фу - ну и что? Правда, у Тарантино был шанс сделать нечто большее. Идея мщения - как главная тема фильма, как двигатель сюжета - вполне могла бы вытянуть картину. 'Что месть для нас? Ничто!.. - Но нет, мы мстить хотим!' - кому из Homo sapiens не понятен базовый инстинкт, выраженный этой строчкой Артюра Рембо? Или дальше: Европа, Азия, Америка - все прочь! Наш марш отмщения сметает вехи стран, Деревни, города! - Нас всех поглотит ночь! Вулканы взорваны. Повержен Океан...
Так и представляешь себе Уму Турман в желтом парашютном комбинезоне с черными лампасами (дань памяти Брюсу Ли - фильм 'Игра смерти'), самурайским мечом разящую на разных континентах убийц своего нерожденного беби во имя святого права мести: Вот только эмоционально эта идея в фильме никак не подкреплена. Ни Билл, ни Черная Мамба, ни другие Смертоносные Гадюки не похожи в тарантиновском фильме на живых людей. Персонажи из комиксов и боевиков - не более. И кровь их, которая хлещет фонтанами (400 литров сценической крови было потрачено на съемках), - не впечатляет. В одном из своих интервью Тарантино, отвечая на вопрос, что ему не нравится в современных боевиках, говорит: 'Все эти бескровные батальные сцены. В обоих 'Звездных войнах' происходят огромные сражения, но всегда с роботами. Значит, безопасно. Значит, не страшно. Даже в 'Двух крепостях', которые мне очень нравятся, подготовка к гигантской битве сделана классно, а само сражение так себе. Персонажи из плоти и крови бьются со скелетами в мантиях, со сверкающими глазами. То же самое в 'Пиратах Карибского моря'. То же самое в обеих 'Матрицах'. Короче говоря, борьба кучки виртуальных людей с компьютерными чипами'. Думается, что то же самое - 'не страшно', 'безопасно' - Тарантино мог бы адресовать и к собственному шедевру. Несмотря на обилие клюквенного сока и развесистой клюквы.