В сентябре 2003 года на территории Удмуртии собрано 1 млрд 760,3 млн руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 0,3 млн руб. меньше, чем в августе. По сравнению с августом доходы консолидированного бюджета даже немного уменьшились (-1 %), а объективного сопоставления с ситуацией в сентябре прошлого года не получается по технической причине (в сентябре-октябре 2002 г., видимо, произошла задержка в предоставлении статистических данных, в результате поступление налога на прибыль в сентябре было показано всего лишь в сумме 39,9 млн руб., зато в октябре обнаружился гигантский 'скачок' - 533,7 млн руб.). В сентябре нынешнего года сюрпризов по налоговой части не происходило. Здесь несколько увеличились по отношению к августу суммы доходов бюджета от налога прибыль (+7%), подоходного налога (+15,1%) и налога с продаж (+5,6%), сократились поступления от налога на совокупный доход (-37,3%), акцизов (-23,1%) и налога на имущество (обычное 'сезонное' падение в 5,1 раза). Из этого ряда выбивается только сумма в 290,8 млн руб., полученная в сентябре по линии платежей за пользование природными ресурсами. Это в 2,1 раза больше, чем в августе, и в 1,6 раза больше, чем в сентябре прошлого года. Но основной эффект прироста получен не за счет нефтедолларов (которые первыми приходят на ум), а благодаря 'сезонному' притоку платежей за землю (154,2 млн руб.). Практически без изменений остался даже общий объем собранных за месяц на территории Удмуртии налогов и сборов - 1,760 млрд руб. Фактически тем же остается и уровень централизации бюджетных ресурсов - 36 процентов (в августе 37,1%). Год назад ситуация здесь была иной, тогда в сентябре в федеральную казну было централизовано 49 процентов собранных в республике налогов. Этот факт, кстати, расходится с распространенным мнением о том, что бюджетные проблемы Удмуртии в нынешнем году связаны исключительно с перераспределением налогов в интересах Центра. Значительное влияние на уровень централизации оказывают и перемены в структуре налоговых поступлений - падение сбора налогов, связанных с экономическим ростом, и увеличение доли исключительно фискальных и рентных сборов, отнесенных законодательством в пользу местных и региональных бюджетов. Разрыв между доходами и расходами консолидированного бюджета в сентябре пришлось покрывать за счет сокращения остатков средств на бюджетных счетах (-152 млн руб.). До этого в течение двух месяцев республике удавалось не трогать и даже наращивать свои резервы, одновременно сокращая задолженности и госдолг бюджета Удмуртии. Добиться этого удалось, скорее всего, благодаря денежным поступлениям от проданного 'белкамовского' пакета акций. Но, по всей видимости, эффект от этих вливаний подходит к концу. И хотя в сентябре Удмуртия, судя по всему, получила от данной сделки еще около 150 млн руб., груз прошлых долгов способен легко поглотить и не такую сумму. При этом на месте старых долгов легко вырастают новые. Так, еще в августе задолженность по субсидиям населению за квартплату и коммунальные услуги была полностью обнулена, но уже к концу сентября долг снова появился, достигнув немалой суммы - 103 млн руб. По ситуации на 1 октября сумма государственного долга бюджета Удмуртии составляла более 2,6 млрд руб., а сумма различных задолженностей еще примерно столько же.
табл. Ослабить напряжение за счет заявленной Президентом УР 'оптимизации расходов' будет, видимо, не так просто. Во всяком случае, в сентябре расходная политика властей ничем не отличалась от политики предыдущих периодов. И в силу инерционности бюджетных расходов здесь сложно будет что-либо изменить в пределах даже следующего года. Тем более что на общем фоне выпирают только четыре статьи расходов: на органы управления, капстроительство, СМИ и правоохранительные органы. Финансирование этих направлений превышает расходы за девять месяцев прошлого года соответственно на 31,3 процента, 16,4 процента, в 2,4 раза и на 18 процентов. Сокращать их властям будет не просто. Еще четыре статьи в течение всего этого года находились в чуть 'приподнятом' состоянии, здесь рост финансирования явно недотягивает до уровня инфляции. Это образование (+3,7 %), ЖКХ (+4,3 %), культура (+4,2 %) и сельское хозяйство (+8,9 %). Сокращать здесь, скорее всего, почти нечего. Но есть и такие отрасли, где объемы финансирования уже в текущем году отстали от предыдущего: транспорт (-30,7%), социальная политика (-8,9 %) и здравоохранение (-6,6 %). Сумма прироста финансирования по первой из вышеперечисленных групп составила за девять месяцев в совокупности около 504 млн руб., по второй - 161 млн руб., сокращение финансирования по третьей достигло в сумме 268 млн рублей. Можно теоретически допустить, что прирост финансирования по статьям, попавшим в первую группу, поддается перераспределению в пользу второй и третьей групп, но это позволяет лишь сохранить сложившийся уровень бюджетных затрат и вряд ли устроит республиканское руководство в политическом плане. Второй способ выхода из сложной ситуации также был объявлен Президентом УР в конце сентября - это увеличение 'федеральной составляющей' в бюджете Удмуртии. По линии федеральных дотаций, субвенций и субсидий в сентябре республика действительно получила чуть больше (189,3 млн руб.) и по ситуации на 1 октября общая сумма федеральной помощи, оказанной бюджету Удмуртии, составила 1,092 млрд руб. При утверждении бюджета на 2003 год закладывали 1,129 млрд руб. (потом увеличили до 1,192), то есть этот источник в текущем году фактически уже выработан и до конца года 'федеральная составляющая' может прийти в республику только в виде бюджетных ссуд из федеральной казны, что опять вызовет новый виток роста государственного долга бюджета Удмуртии, выхода из которого пока, похоже, никто не видит.
Рейтинг налогов в сентябре