фото Пришел - увидел - приобрел Финансовых схем на жилищном рынке сегодня действительно много. И самая простая и одновременно самая нереальная для большинства - покупка квартиры на вторичном рынке единовременным платежом за счет собственных средств. Если верить интернетовским форумам, посвященным квартирному вопросу, слухи о сопоставимости ижевских цен на жилье с санкт-петербургскими не преувеличены. На берегах Невы цены на однокомнатную квартиру в типовом доме колеблются от 350 до 750 тысяч рублей, двухкомнатную - от 600 тысяч до миллиона двухсот. Действительно, цены вполне сопоставимы. Несопоставимы доходы потенциальных покупателей. Скажем, по итогам 2002 года самыми высокооплачиваемыми работниками в Удмуртии были представители топливной промышленности и финансов, там зарплата примерно в 3 раза превышала среднюю по республике и составляла на конец прошлого года где-то около 11 тысяч рублей. При цене за нормальную однокомнатную квартиру примерно 500 тысяч нашему нефтянику придется копить на ее приобретение в течение семи лет, откладывая по половине своей зарплаты. Подобные расчеты можно было бы провести, допустим, для обыкновенного учителя, но, думаю, это излишне. Ему, как куму Тыкве из сказки Джанни Родари, остается только методично собирать по кирпичику маленькую будочку на старость.
20 лет расплаты Тезис о том, что весь Запад живет в долг, нам известен еще со времен школьных политинформаций. И вот когда, наконец, у нас установилась прогнозируемая инфляция, долгосрочное кредитование распространилось и на наших просторах. Только в США, например, с кредитованием все просто и понятно - классический жилищный кредит доступен любому, и все им с успехом пользуются. В России, для того чтобы соблюсти баланс между рентабельностью кредитора и возможностями заемщика, приходится попотеть. Без участия бюджета просто не обойтись. Сегодня в республике существуют две схемы получения льготного жилищного кредита с государственной помощью. В первом случае кредит предоставляется целиком за счет средств бюджета республики. Ставка - 7 процентов годовых, срок - до 20 лет, обязательная сумма первоначального взноса - не менее 30 процентов от стоимости жилья. Причем такой кредит может быть предоставлен только работникам бюджетной сферы, сельским товаропроизводителям, погорельцам, ветеранам войн, 'чернобыльцам', многодетным семьям и работникам муниципальных предприятий ЖКХ. То есть как раз тем, для кого и коврик перед дверью купить накладно. Кстати, чтобы получить кредит, нужно соответствовать строгим условиям по платежеспособности и обеспечению своих обязательств. Несмотря на то что кредит бюджетный, вашу финансовую состоятельность будут оценивать в Сбербанке. К примеру, если среднемесячный доход на одного члена вашей семьи, за вычетом всех обязательных платежей, равен 3 тысячам рублей, что для удмуртского бюджетника очень приличная сумма, то по методике Сбербанка вас не смогут прокредитовать больше чем на 216 тысяч рублей. А этого на покупку даже самой захудалой 'гостинки' не хватит. Поэтому кредитная схема лучше всего подходит тем, кому нужно расширяться. Это хорошо видно из данных статистики. В 2002 году 1189 заемщиков смогли получить по льготной программе кредиты на жилье на общую сумму 52,1 миллиона рублей, то есть примерно по 44 тысячи рублей на заемщика. Этого как раз хватит на несколько дополнительных квадратов. Для бюджетников существует еще одна схема получения льготного жилищного кредита, при которой кредитором выступает Сбербанк, а бюджет республики просто субсидирует вас на разницу между рыночной процентной ставкой и теми же льготными семью процентами годовых. Условия ничем не отличаются от бюджетного кредита, правда, в случае, если субсидирование из бюджета по каким-либо причинам прекратится, проценты Сбербанку заемщик будет платить самостоятельно в полном объеме.
Заветный один процент В свое время в бюджете республики была статья, позволяющая направлять 1 % от кассового исполнения бюджета по отраслям социально-культурной сферы на приобретение жилья для сотрудников. Средства выделялись путем предоставления безвозмездных субсидий на жилье. Положение это на настоящий момент не отменено, но такая статья с 1999 года в бюджете не появлялась. Зато набирает обороты идея президента и правительства Удмуртии об отчислении предприятиями республики одного процента от оборота на долевое участие в строительстве жилья для своих работников. Естественно, что у правительства возникли сложности с воздействием на директоров, уклоняющихся от выполнения директивы. Безотказно воздействовать можно только на руководителей унитарных предприятий, поскольку имущество у них государственное. В июне этого года в Удмуртии утвержден примерный устав ГУПа, согласно которому до 10 % от оставшейся в распоряжении предприятия чистой прибыли используется на приобретение и строительство жилья для сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Правда, нигде не оговаривается, на каких условиях работники получат жилье. Идея об одном проценте с оборота и 10 процентах прибыли провозглашена, но о том, сколько человек на сегодня смогли ею воспользоваться, доподлинно неизвестно.
Рука центра Действуют в республике и федеральные жилищные программы. Например, для военных в 2002 году по выданным ранее жилищным сертификатам приобретена 21 квартира. Есть еще федеральная программа помощи россиянам, выезжающим из районов Крайнего Севера, по ней в прошлом году куплена одна однокомнатная квартира. Приобретение 12 однокомнатных квартир профинансировано по программе помощи беженцам и вынужденным переселенцам, кроме того, 1,8 миллиона рублей выдано им в качестве жилищных субсидий. Москва нас, конечно, не балует, но Удмуртии и такая помощь пригодится. Как повезло тем ижевчанам, которые попали под федеральную программу развития образования, финансирующую строительство в Ижевске здания библиотеки УдГУ. Если бы не эта библиотека, жильцам ветхих деревяшек на Ломоносова долго пришлось бы ждать сноса и расселения.
Три 'тыщи' за не свое Есть на Западе понятие 'лендлорд', то есть владелец дома, квартиры в котором сдаются в аренду. В старой России было понятие 'доходный дом', то есть как раз такой, которым лендлорд владеет. Но сейчас об этом редко вспоминают, потому что нет у нас пока цивилизованного рынка аренды жилья, позволяющего снимать помещение на долгий срок по приемлемой цене. В условиях недоступности для многих собственного жилья большой спрос на съемные квартиры порождает высокую арендную плату. Принятое недавно республиканским правительством постановление об увеличении суммы компенсации военным арендной платы за жилье в городах и райцентрах Удмуртии до 400 рублей при тарифе 3 тысячи рублей за 'двушку' в месяц совершенно неактуально. Может быть, фронтовикам в канун празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне повезет больше, чем нынешним защитникам родины. В сентябре принято постановление, обязующее Минсоцзащиты УР и Минстрой УР в двухмесячный срок внести предложения по обеспечению специализированным жильем одиноких престарелых и инвалидов войны и труда в рамках мероприятий по празднованию Дня победы в 2005 году. Не будем гадать, что это за специализированное жилье, хочется только, чтобы заслуженные люди хотя бы под конец жизни обрели уют вместо так хорошо знакомого нам всем кукиша в кармане.
В осаде у собственного дома
Покупая приватизированную квартиру, мы становимся ее полноправными владельцами, можем продать, передать по наследству. Вроде бы рынок полностью вошел в эту сферу. Но российский рынок жилья - особенный. В США, например, существует три типа собственности на жилье: собственный дом, квартира в кооперативе или кондоминиуме. Покупая квартиру в кондоминиуме, вы становитесь совладельцем определенной части неделимой собственности всего жилого комплекса (лифты, лестницы и т.д.). Владение квартирой в кооперативе, по сути, является владением частью пая в кооперативной корпорации. Но так или иначе, все вместе владельцы квартир владеют и домом в целом. Владелец приватизированной квартиры в России к владению домом не имеет, как правило, никакого отношения. Может быть, поэтому наши квартиры и превратились в крепости за железными дверями. Наш хрупкий анклав квартирного уюта находится в постоянном противоречии с 'выжженной землей' подъездов и лестничных клеток. Вот и получается, что собственник, заплативший за свою недвижимость миллион, владеет лишь дыркой от бублика в виде опрометчиво снесенных в ходе евроремонта нескольких внутренних перегородок.