Набережную напротив ТЭЦ и завода 'Ижмаш' архитекторы Сергей Макаров и Александр Шубенков предлагают оформить стенами в стилистике фортификационных сооружений. Много вопросов возникает сегодня и в связи с реконструкцией старых зданий, с наружным оформлением многочисленных коммерческих заведений, активно 'заселяющих' территорию центральной части города. Все это говорит о том, что настал момент, когда Ижевску требуется существенная корректировка архитектурной и градостроительной политики. Причем эта политика должна быть гласной и сопровождаться открытой дискуссией в обществе. Надежды на то, что чиновники от архитектуры сумеют справиться с данной задачей наилучшим образом без помощи и контроля со стороны общественности, честно говоря, больше нет. Слишком часто у нас нежелание раздражать большого начальника заставляет многих закрывать глаза на негативные результаты тех или иных решений. Не стоит надеяться и исключительно на профессионализм самих архитекторов. У ижевского архитектора Сергея Макарова, который очень грамотно и с большим вкусом разработал проект реконструкции Собора Александра Невского, например, не дрогнула рука, когда он впоследствии (по дополнительному заказу) серьезно исказил облик всего ансамбля собора, 'вмонтировав' в него громоздкую 'кубышку' крестильного храма. Исходной точкой для любого архитектурного проекта в городе должен стать принцип 'не навреди!' в отношении того, что уже есть. Даже неловко напоминать об этих азбучных истинах, но после возведения президентского дворца-новодела со стороны фасадной части Арсенала такое напоминание, думается, вполне уместно. А после того, как председатель комиссии Госсовета по образованию и культуре Алексей Красильников под лозунгом 'Не надо тормозить жизнь!' публично и неоднократно выступает против бережного отношения к исторической части города - уместно тем более. Речь при этом не идет о том, что там, где дело касается объектов, представляющих историко-культурную ценность, нельзя ничего менять. Город - это не только точка концентрации материальной субстанции (камня, стекла, бетона, транспорта и пр.), но и - в лице своей архитектуры - место встречи различных исторических эпох. Речь поэтому должна идти лишь о том, чтобы современное и новое не подавляло историческое и старое, а наоборот - подчеркивало то ценное, что в нем есть. И в этом плане Ижевск, как представляется, имеет весьма серьезные резервы. Примером может служить хотя бы набережная пруда - прежде всего та ее часть, которая начинается от Индустриального техникума и тянется в сторону плотины. Сегодня строгое, классическое здание Индустриального техникума составляет фактически одинокую оппозицию громадам промышленных корпусов советской эпохи на задней линии панорамы города, открывающейся со стороны Ижевского пруда. Усилить классические мотивы панорамы мог бы знаменитый Генеральский дом, выстроенный в стиле русского классицизма (1854-1857), но он со стороны пруда давно не виден из-за диких зарослей деревьев. Может, пока и к лучшему, поскольку сейчас дом не в лучшем состоянии. То же самое можно сказать и о другом шедевре русского классицизма - главном корпусе Ижевского оружейного завода (1843), который за исключением верхней части башни, увенчанной колонной, сегодня закрыт для обозрения кронами разросшихся деревьев. Ландшафтный дизайн, как говорится, и рядом не валялся. Проект фасада бара 'Magic' (фото слева) в здании пивоваренного завода Бодалева не был согласован с управлением по охране памятников. Аналогичные претензии к городским дендрологам можно предъявить и в отношении соседнего с Индустриальным техникумом здания бывшего Пивомедоваренного завода. Очень стильное здание из красного кирпича, прихотливые линии фасада которого способны стать одним из лучших украшений набережной, представляет собой единственный в Ижевске образец промышленного сооружения, выполненного в духе стиля 'модерн'. Однако бывший Пивзавод сегодня - это не только образец 'модерна', но и еще один образец того, как проводится в нашем городе архитектурная политика. В переходной центральной части, соединяющей две основные постройки здания, сегодня размещен экспресс-бар. Проблема не в том, что в памятнике архитектуры расположилась торговая точка, а в том, как это все оформлено. Стена выкрашена в розовую и желтую краску, форма контрофорсов по бокам входа принципиально изменена не в стиле здания, в окна вставлено зеркальное стекло, которое в контексте 'модерна' выглядит просто пошло. Не вписаны в стиль и фонари на специальной площадке для летнего кафе перед входом, забитой пластмассовой мебелью и веселенькими тентами a la 'пепси-кола'. Но круче всего - художественное оформление входной группы: ярко-оранжевый фон, на котором звезды, звезды и гордая надпись 'Бар Magic'. В 1999 году эскиз данной реконструкции был отвергнут республиканским управлением по охране памятников. Специалисты управления обязали арендаторов помещения 'внешний вид фасада сохранить в имеющемся состоянии' и предоставить на согласование новый вариант проекта фасада. Однако больше в управление по охране памятников владельцы экспресс-бара не обращались. Зато проект согласовали в городском управлении архитектуры и градостроительства. При этом главный художник города Елена Чугуевская, чья подпись тоже есть под проектом реконструкции, сегодня, отвечая на вопросы 'Д', сообщила, что не может сказать, тот ли был реализован проект, который согласован с ГУАиГ, или какой-то другой. А следить за исполнением согласованных проектов в функции управления не входит. Утешают в этой ситуации две вещи. Первая - с лета этого года в управлении по охране памятников появился штатный юрист, который уже начал работу по подготовке исков против нарушителей закона об охране памятников. То есть теперь хотя бы в отношении тех объектов, которые имеют статус памятника, будет наводиться порядок (как бы это, кстати, не претило депутату Красильникову). Во-вторых, конечно, изменения, которые внесли в облик здания Пивзавода владельцы экспресс-бара, достаточно легко обратимы, и при будущей общей реконструкции здания, надеемся, будут исправлены. Это ведь не президентский дворец, который уже не переставишь на новое место. Однако есть и обратная сторона медали. Как видим, у наших деловых людей нередко недостает элементарного вкуса и чувства стиля. Почему в старинном здании пивоваренного завода, основанного сарапульским купцом И. Бодалевым, надо открывать экспресс-бар 'Magic', а не пивную 'У Бодалева' или хотя бы рюмочную 'У Дерябина' - остается непонятным. Не использовать такой бренд, как 'Пиво-медоваренный завод', с точки зрения бизнеса почти так же преступно, как соединять стиль 'модерн' с зеркальными стеклами. Сегодня, как уже сообщал 'Д', авторским коллективом архитекторов во главе с Сергеем Макаровым ведется работа над градостроительным проектом, направленным на создание пешеходно-прогулочной зоны в районе набережной пруда. Авторы проекта справедливо считают Ижевский пруд главным и естественным украшением города и намерены максимально 'открыть' его для людей: в частности, 'прорезать' новые спуски к пруду, превратить улицу Милиционную в береговой бульвар, открыть с нее доступ в Летний сад, проредить и облагородить заросли на склоне между первой и второй террасами, открыв тем самым обозрению фасад Генеральского дома. Очень стильное решение предлагается для части набережной напротив ТЭЦ и завода 'Ижмаш' - гранитные стены в стилистике фортификационных сооружений (ижевский 'привет' Петропавловской крепости). Проект дает, конечно, лишь основные, принципиальные градо-строительные решения и рассчитан на долгие годы. Тем не менее хотелось бы, чтобы к моменту начала его реализации городские власти сумели уже осознать полноту своей ответственности за архитектурный облик города, а наша городская общественность поняла, что, если мы хотим жить в нормальном городе, не стоит расслабляться и отдавать все на откуп чиновникам и архитекторам. Какие бы красивые проекты они не рисовали.