Не получив поддержки  'Единой России', Богомольный вышел из зала, но пока еще не сошел с выборной дистанции. Два мандата в федеральном парламенте, которые имеет Удмуртия благодаря расположенным на ее территории Ижевскому и Удмуртскому избирательным округам, вряд ли что-либо значат в плане политических, социальных и экономических интересов республики. И даже если количество 'удмуртских депутатов' в Думе увеличится за счет их попадания в партийные списки, это не может изменить масштаба Удмуртии в глазах Центра. Выборы в федеральные органы власти для республиканских властей - это скорее демонстрация собственной силы или, наоборот, признание предела своих административных возможностей.
ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ Четыре года назад случилось как раз второе. Выкрутились, поскольку и федеральная элита была в то время расколотой по этому же вопросу. Нынче совсем другое дело - при всем многообразии 'партий власти' все знают, за результаты какой из них будет учинен политический спрос. В этой связи установка президента Удмуртии, заявившего на республиканской конференции 'Единой России' о необходимости получить на декабрьских выборах 60 процентов голосов, выглядит как явная перестраховка. Центральные органы партии спустили своим региональным отделениям куда более скромное требование - добиться суммарного результата 'Единства' и 'Отечества' в декабре 1999 года. В случае с Удмуртией - 44 процента. При той же, что и четыре года назад, явке на выборы в Госдуму РФ (61,8 %) эти 44 процента выливаются в 322 тыс. голосов. Для сравнения - за Волкова осенью 2000 года на выборах президента Удмуртии проголосовали 228 тыс. жителей республики, а за Путина на полгода раньше - 512 тысяч. Чтобы 'выжать' из избирателей Удмуртии заявленные '60 процентов' в пользу 'Единой России' (это составит 440 тыс. голосов при такой же, как 1999 году, явке), потребуется увеличить суммарный результат 'Единства' и 'Отечества' более чем на 100 тысяч голосов и более чем на 200 тысяч оторваться от результатов Волкова на президентских выборах. Задача, мягко говоря, сложная. И скорее всего, в ее реальность, на самом деле, никто не верит. Ну, может быть, только сам президент Волков. Соверши избиратели республики под его руководством такой прорыв на политическом фронте - вопросов в Кремле по поводу совмещения выборов президента Удмуртии с выборами президента России наверняка не возникнет. Но если бы Александр Волков действительно обладал таким подъемным влиянием на республиканский электорат, спрашивается, зачем ему тогда на полгода сокращать свой президентский срок в стремлении совместить свои перевыборы с путинскими? Впрочем, от выборов всегда ждут большего.
НУ И БОГ С НИМ Управляющий 'Удмуртнефти' Евгений Богомольный начал свой путь к мандату депутата Госдумы РФ по всем правилам административной политики. Даже с некоторой перестраховкой по времени. Однако привычная схема получения гарантий от руководства Удмуртии в этот раз неожиданно дала сбой. Президент Волков поставил на Богомольного, неоднократно публично объявив об этом всей республике, но для попадания в кандидаты 'Единой России' этого оказалось недостаточно. Как известно, 30 августа первый пункт повестки дня на конференции республиканской организации 'Единой России' претерпел существенные изменения. По официальной версии - в связи с необходимостью соблюсти все нормы устава партии, требующего предварительного выдвижения кандидатов в депутаты центральными органами 'Единой России'. Вести такие переговоры с Москвой в Удмуртии полномочен только один человек - председатель политсовета партии и член Совета Федерации Виктор Хорошавцев, отношения которого с Евгением Богомольным трудно назвать простыми. Только на последние три года приходится две крупных интриги, касающиеся пересечения интересов основателя компании 'Белкамнефть' и управляющего дочерней компании 'Сиданко'. Первая случилась сразу после выборов президента Удмуртии, когда Богомольный, в качестве советника Волкова по нефтяным вопросам, реанимировал идею с холдингом и фактически создал угрозу поглощения бизнеса Хорошавцева. Но куда опасней оказалась угроза прошлого года, в которой фамилия Богомольного хотя ни разу и не всплывала, зато просматривались интересы одной из головных структур, владеющих 'Сиданко', - ТНК. Во всяком случае, ходили упорные слухи, что главным 'заказчиком' проблем 'Белкамнефти' с 'Транснефтью' и Минприроды РФ был кто-то из ТНК. Вряд ли весь этот 'груз прошлого' будет способствовать успешному согласованию кандидатуры Богомольного руками самого Хорошавцева. Тем более что в случае попадания в Госдуму РФ Богомольный будет там, прежде всего, 'человеком ТНК' и уже только во вторую очередь - депутатом от 'Единой России'. И это никак не может устраивать центральное руководство 'партии власти'.
СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ Между тем вряд ли 'Единая Россия' откажется от депутатского места по Ижевскому округу, на которое уже заявлены кандидаты от КПРФ и ЛДПР. Тем более что и сам Евгений Богомольный наверняка уйдет от борьбы только если социологические опросы покажут его полную 'непроходимость'. Во всяком случае, уже через два дня после казуса на республиканской партконференции 'единороссов' Богомольный начал распространять 200-тысячный тираж газеты 'Нефтяник Удмуртии' с вложенным туда фотокалендарем, где он стоит с самим Путиным. Как-никак в 2000 году на входящих в Ижевский округ административных территориях за будущего президента Путина проголосовали больше 253 тыс. избирателей, а за Волкова только 73 тысячи. Тоже, конечно, немало, но в условиях жесткой предвыборной кампании для победы их может и не хватить. Например, нынешнему депутату Госдумы РФ от Ижевского округа Юрию Маслюкову потребовалось 84 тысячи 323 голоса, при этом отрыв от главного конкурента - Андрея Солуянова - составил всего 7 тысяч 682 голоса. Поэтому начавшийся процесс переориентации Евгения Богомольного с административных ресурсов Волкова на виртуальный образ Путина можно считать неизбежным. В этом контексте надо ожидать, что сразу же после 20 сентября (в случае, если съезд 'Единой России' не утвердит Богомольного) у руководителя 'Удмуртнефти' должен появиться дополнительный публичный ресурс в лице Евгения Одиянкова, который, скорее всего, будет выполнять в штабе Богомольного роль почетного председателя. При этом Одиянков наверняка предстанет перед общественностью в качестве бывшего доверенного лица Путина на прошлых выборах. Все это выглядит достаточно пикантно, если совместить нынешнюю радикально антиволковскую позицию Одиянкова с тем, что доверенным лицом Путина в 2000 году его назначили фактически по рекомендации самого Волкова. Таким образом, впервые за время своего участия в республиканской политике Евгений Богомольный может оказаться в необычной для себя ситуации если и не оппозиционера, то этакого 'конструктивного критика' властей Удмуртии. Более того, волна политической критики имеет шансы многократно помножиться за счет участия в выборах еще и такого радикала, как Владимир Забильский. Впрочем, ситуацию наверняка попытаются стабилизировать до того, как события начнут приобретать малоуправляемый характер. Одним из наиболее вероятных способов соблюсти баланс сил, скорее всего, станет форсирование выбора нового кандидата 'Единой России' по Ижевскому округу. Адекватных весу Богомольного кандидатов здесь можно сосчитать по пальцам. И если отбросить вариант с 'москвичем', то самыми вероятными остаются премьер Юрий Питкевич и генеральный директор УТЭКа Андрей Осколков. Второй вариант, конечно, проще, учитывая, какую цепочку новых проблем повлечет за собой преждевременная замена премьера. Но пример с фальстартом Богомольного показывает, что здесь лучше не забегать вперед, в политике возможно все: и очевидное, и невероятное...