фото Куда поставить тачку? Сравните: в 2000 году на территории Ижевска было зарегистрировано 107 автостоянок, спустя три года их стало 115. А численность авто на душу населения в Ижевске растет гораздо быстрее и приближается к столичным меркам. Одной машиной в семье сегодня уже никого не удивишь. По данным ГИБДД, сейчас в Ижевске более полумиллиона автомобилей. И рост, скорее всего, будет продолжаться. Значит, на дорогах Ижевска в скором времени начнутся такие же пробки, как в Питере или Москве. Но проблема не в этом. Днем, на худой конец, можно и пешком пройтись или на общественном транспорте проехать. Главное, чтобы ночью эти машины никому не мешали. Наверняка большинству горожан знакома такая ситуация. Глубокая ночь. Завтра на работу. И вдруг ночной покой нарушает суматошный вой и пиликанье 'очнувшейся' автосигнализации. А если к тому же хозяин не слышит, то визжать она будет не один час подряд. Возникает понятное желание запустить в эту машину чем-нибудь тяжелым. Такие случаи, кстати, не редкость. Правда, отваживаются смельчаки пока только на пластиковые бутылки и гнилые помидоры. Бабулька со второго этажа, пригрозившая вызвать милицию, услышала в своей адрес: 'Рыпнешься, бабка, хату спалим, поняла?' 'Авторы' нешуточной угрозы - так называемые 'охранники', подростки 14-15 лет. Сама же стоянка расположилась прямо под окнами одного из домов в городке Металлургов. Ночует здесь порядка 20-30 авто. Ушлые ребята берутся присмотреть за машиной всего за 20 рублей. Таким образом, месяц ночевок обойдется вам в 600 рублей или 400-500 - как договоритесь. Днем данный участок дороги ничем особенным не выделяется. И догадаться о том, что это стояка, человеку со сторону достаточно сложно. Хотя еще в июле 1999 года городская Дума Ижевска приняла Постановление ?130 'Об утверждении Положения о временных автостоянках на территории города Ижевска'. Документ этот, кстати, никто не отменял. И согласно ему автостоянка не может размещаться на территории парков и скверов, газонов, в прибрежных и водоохранных зонах, зонах санитарной охраны. А земельные участки под автостоянку предоставляются в аренду на конкурсной основе сроком до десяти лет, в зависимости от объема капитальных вложений заявителя - юридического лица, организующего автостоянку. Кроме того, владелец автостоянки должен иметь постановление вице-мэра об отводе земельного участка под автостоянку, выкопировку предоставленного земельного участка и договор аренды, заключенный с Горкомземом. Приступить к использованию земельного участка он может только после установления на местности его границ и государственной регистрации договора аренды. Кроме того, он должен обеспечить учет и сохранность находящихся на автостоянке транспортных средств, устанавливать необходимые дорожные знаки и информационный щит, содержащий название автостоянки, наименование юридического лица-организатора автостоянки, его юридический адрес и местонахождение, книгу отзывов и предложений, телефоны контролирующих органов, прейскурант на услуги, контактные телефоны руководителей, режим работы и текст самого этого положения.
Угнала тебя, угнала, ну и что же тут криминального? А теперь представьте себе, что ночью кто-то поцарапал ваше авто или того хуже - машину угнали. Спрашивать с подростков? Искать, кто над ними? Благо еще, если автомобиль застрахован, а если это - ваш старенький 'жигуленок'? Хотя в этом положении сказано, что организатор автостоянки несет ответственность за выполнение настоящего документа и сохранность транспортных средств, сданных на хранение, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Сразу же возникает вопрос: 'Что же делать в этом случае?' Теоретически пострадавший автолюбитель может написать жалобу в милицию. Там ее должны принять и рассмотреть. И, если есть 'состав преступления', возбудить дело. Но против кого возбуждать? На неофициальных стоянках ответственных лиц просто нет. Никто ни за что не отвечает. Владелец угнанного авто в этой ситуации юридически тоже ничего не добьется. Вопрос открытый. Городу нужны специализированные автостоянки. Но мест под них фактически нет. И когда находится желающий открыть автостоянку, жильцы близлежащих домов чаще всего не дают его мечте претвориться в жизнь. В перспективе городские власти надеются решить эту проблему путем масштабного строительства элитного жилья, в котором предусмотрены собственные подземные автостоянки. Одно стояночное место на квартиру. Но тогда снова возникает проблема. У жильцов подобных домов на семью, как правило, приходится не одна, а несколько машин. Как быть в этом случае?
Помыться бы... Об этом наверняка мечтают не только горожане (особенно в отсутствие горячей воды), но и их четырехколесные друзья. Причем для последних - это актуально в любое время года - весной, летом, осенью и даже зимой. И если в теплое время года многие автовладельцы не гнушаются и сами помыть свою машину, благо колонок и водоемов в городе предостаточно, то зимой такая помывка грозит замерзанием дверных замков. Кроме того, мыть машину на колонке, у водоема или во дворе дома, оказывается, еще и наказуемо. Есть Постановление той же Думы ? 116 от 25 сентября 1995 года 'О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске', в пункте 2.12 которого сказано, что мойка транспортных средств и иных загрязняющих среду крупногабаритных устройств должна производиться только в специально отведенных для этого местах. Руководствуясь этим документом, должностные лица органов внутренних дел и охраны природы могут составлять протоколы и наказывать всех нарушителей. Граждан могут предупредить или оштрафовать на сумму не более трех МРОТ, а должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ. Насколько часто составляются подобные протоколы? В администрации Ижевска нам ответили, что очень редко. Если жители домов, возле которых регулярно моют автомобили, жалуются на грязь, тогда на место выезжает специальная комиссия. При обнаружении нарушителей их, естественно, штрафуют. А как же быть с мальчишками-мойщиками, которые приспособили под это дело уже все более или менее пригодные колонки? На их работу смотрят сквозь пальцы. - Дети же, - ответили нам в городской администрации. - Пусть лучше делом занимаются, чем по улицам шататься. К тому же за мойку автомобиля мальчишки берут вдвое-втрое дешевле, чем на стационарной автомоечной станции. За 50 рублей они и машину с шампунем вымоют, и стекла почистят, и отполируют где надо. При этом безо всяких записей и стояния в очередях. Сервис, однако. Кроме мальчишек, машины моют еще и бомжи, но делают они это, надо сказать, без азарта и 'демпингуют' - согласны даже на 20-30 рублей. Затем сразу идут до ближайшего ларька за 'купыриком' какой-нибудь отравы. Что бы мы делали, не будь этих 'бизнесменов'? На весь полумиллионный автомобильный Ижевск едва ли наберется более десятка специализированных автомоек. Пять моек есть на АЗС АСПЭКа. Стоит отметить, что там сегодня моют по последнему слову техники. Вместо шампуня используют специальный концентрат, благодаря которому удается не прикасаться к автомобилю, автоматическая сушка и другие 'примочки'. Но помыться здесь можно только по записи. В техцентре 'Навигатор' - живая очередь. В зависимости от погоды - дождливо или солнечно - можно простоять час, а можно и с ходу попасть. Здесь два бокса, и каждые полчаса очищаются от грязи как минимум восемь машин. Таким образом, в день могут помыться до 200 авто. Цены на станциях АСПЭКа и в 'Навигаторе' примерно одинаковые. Простая мойка для 'Оки' - 90 рублей, ВАЗа - 125, джипа - 170, микроавтобуса - 240 рублей. Есть расценки на помывку двигателя, салона и т.д. Суперпомывка машины может в конечном счете влететь в одну, а то и в две тысячи рублей. Есть свои мойки на станциях техобслуживания 'Ижлада' (СТО 'ВАЗ') и на автозаводе. Но там приоритет отдается приезжающим на техосмотр или ремонт. Кроме того, функционирует автомойка у радиозавода, совсем недавно появилась у бизнес-центра 'Эль Грин'. Таким образом, в день через все эти мойки проходит не более одной тысячи автомобилей. Остальным - либо (в нарушение правил!) 'мыться' самим у ближайшей колонки или в укромном месте на берегу городской речки, либо ездить, как есть, 'чумазыми'. Кажется, за это у нас еще не штрафуют.
фото Халявщик Муха
Правда, и среди них есть свои халявщики. Например, у кафе 'Браво' уже около пяти лет трудится смышленый тинейджер, назовем его Витей. Зимой он предлагает свои услуги по охране машины, а летом вместе с младшим братом моет автомобили. В день, по словам Вити, они зарабатывают до 500 рублей. Работают с 11 до 15 часов. - Почему до трех? - После трех уже никто не обедает, - отвечает Витя. - Чем моете? - Чем попало. Можем и шампунем, если хотите. - Шампунь-то, небось, дорогой? - Не-а. 17 рублей стоит. Мы чё, дураки дорогой покупать? - А воду откуда носите? (Здесь мы не будем раскрывать 'ноу-хау' пацанов, чтобы не 'обломить' их 'бизнес'.) - На что уже заработали? - Ага, заработаешь тут. Вон халявщик сидит, сорок процентов ему каждый день отдаем. Чё, Муха (миловидный парень 13-14 лет), не так? Ты бы хоть раз воду принес или машину помыл. Халявщик! - А зачем отдаете? - Попробуй ему не отдай. Работать только мешают. В ходе беседы выяснилось, что Муха - своего рода 'крыша', просто сидит и наблюдает за работой пацанов. За это стабильно получает свои 40 процентов - 150-200 рублей в день. Витя за пять лет мытья машин так ни на что и не накопил. Говорит, что не умеет. Все деньги уходят на еду, питье, игры и еще 'кое на что'. Родителям отдает по 20-30 рублей в день. Они в отличие от него более бережливы. Купили уже 'видик, телек новый и мягкую мебель'. В том, что Витя действительно ушлый, пришлось убедиться самой. Пока мы обедали, ребята успели быстренько помыть нам машину. Хотя, если честно, она и без того была чистая, да и мыли они ее не по правилам - сначала колеса, потом стекла. - А мы тут вам машину помыли. Заплатите 50 рублей? То ли из жалости, то ли от неловкости полтинник мы им заплатили, или, по выражению братца мойщика, на 50 рублей они нас 'развели'.