фото Однако преследуемая благая цель - сдержать цены и не допустить хлебного дефицита - в сегодняшних экономических условиях грозит обернуться своей полной противоположностью. Особенно хорошо это видно на примере Удмуртии, правительство которой стремится взять под контроль не только хлебопечение, но и производство муки.
Будет дефицит По расчетам аналитиков, валовой сбор зерновых на территории России в 2003 году из-за затяжной весны и плохих метеорологических условий, ставших причиной массовой гибели озимых (на площади почти в 3 раза большей, чем в 2002 году), составит от 70 до 76 млн тонн. Прогноз департамента сельского хозяйства США в отношении российского зернового рынка еще хуже - 66 млн тонн. Таким образом, снижение сбора зерна по стране может составить 10 млн тонн по сравнению с прошлым годом. Соответственно, уменьшатся примерно в 1,5 раза запасы зерна, что будет способствовать повышению цен на него. По оценкам аналитического центра OGO, при сборе пшеницы в объеме не менее 36 млн тонн среднегодовые цены на основные зерновые культуры в 2004 году вырастут на 30-60 процентов. Нехватка сырья ощущается уже сегодня: запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятиях России на 10-12 процентов меньше, чем в 2002 году. Что касается пшеницы продовольственных сортов, то сокращение ее запасов еще значительней - до 25 процентов к прошлогоднему уровню. Намечающийся дефицит зерна и, как следствие, рост его стоимости стал причиной роста цен на муку, что, в свою очередь, привело к повышению цен на хлеб в республике в начале лета. По данным Госкомстата УР, в первом полугодии 2003 года розничные цены на хлебобулочную продукцию выросли на 15,5 процента, тогда как за аналогичный период прошлого года - всего на 2,2 процента. Однако хлеб не вырос в цене так, как мука: к примеру, только в течение мая стоимость тонны ржаной муки подскочила на 30-33 процента, пшеничной первого сорта - на 35-37, второго сорта - на 50 процентов. Наверняка правительство 'провело работу' с хлебопеками на предмет повышения цен, однако последние склонны все объяснять умелым применением рыночных навыков.
И муку - под руку Идея централизации хлебной отрасли в руках государства по-прежнему импонирует многим и в России, и в Удмуртии. Однако с советских времен многое изменилось. Как и любое предприятие, работающее в рыночных условиях, хлебозаводы не могут развиваться без прибыли, принимая на себя социальную функцию в ущерб рентабельности. Хотя хлебозаводы, являясь акционерными обществами и во многих случаях частной собственностью, не обязаны этого делать, рекомендации властей в отношении цен на продукцию в целом учитываются. Но, поскольку мы живем сегодня в рынке, дальнейшее усиление контроля над ситуацией в хлебной отрасли с использованием старых административно-командных методов может привести к серьезным сбоям в системе обеспечения республики хлебом. Речь идет о том, что ожидаемый рост цен на зерно на внутреннем рынке может подтолкнуть правительство к идее, не ограничиваясь согласованием цен на конечную продукцию, взять под контроль и поставку муки для нужд хлебопечения. Доводом может явиться то, что мука, закупленная централизованно, обойдется дешевле, чем мука, приобретаемая каждым заводом в отдельности. Благо в Удмуртии есть полностью находящийся в государственной собственности Сарапульский комбинат хлебопродуктов (СКХП), мощности которого позволяют обеспечить мукой потребности всех предприятий хлебопечения в республике. Идея централизованного снабжения хлебозаводов Удмуртии сарапульской мукой не нова. На протяжении ряда лет она витает в воздухе в виде так и не осуществленного проекта республиканского хлебного холдинга во главе с СКХП. Однако даже без учета таких объективных причин, как то, что основная масса зерна в республику завозится и что в проекте нет звена реализации, холдинг не может быть создан еще и потому, что четыре из пяти хлебозаводов Ижевска (а холдинг возможен только с их участием, так как они потребляют до 40 процентов всей муки) сегодня управляются частным бизнесом и ведут самостоятельную рыночную политику. Более того, это предприятие, созданное и управляемое административными методами, скорее всего, оказалось бы нежизнеспособным в условиях жесткой конкуренции.
Он живой Мощности СКХП, позволяющие вырабатывать до 135 тысяч тонн сортовой пшеничной муки в год при потребности крупных предприятий хлебопечения 65 тысяч тонн, сегодня задействованы лишь наполовину. Причины такого положения дел - сугубо рыночные и технические. Сарапульская мука всегда отличалась самой высокой ценой в регионе, но удмуртские хлебозаводы используют муку, в том числе других производителей, не только из-за ее более низкой стоимости, но и потому, что хлебопекарные свойства муки определяет не только ГОСТ. Так как сегодня трудно найти хорошую муку, а из одной и той же 'ГОСТовской' муки может получиться хлеб совершенно разного качества, хлебопеки предпочитают ориентироваться и на ГОСТ, и на 'кондиции'. Под ними подразумеваются 'тонкие' свойства муки, зависящие от условий произрастания, уборки, хранения, сушки и кондиционирования зерна. К примеру, на хлебопекарные свойства пшеницы большое влияние оказывает не только количество клейковины, но и ее качество, которое в ряде случаев предопределяет качество хлеба. Хлеб - продукт 'живой', его изготовление имеет множество нюансов во многом благодаря использованию той или иной муки. Настройка оборудования 'под хлеб' - процесс тонкий и длительный, во многом интуитивный, и переход на муку от нового производителя сразу же вызывает технологические сбои, падает производительность, ухудшаются свойства хлеба. Сегодня, когда найти муку хорошего качества очень трудно, хлебопеки предпочитают работать с проверенными партнерами. Сложившиеся цепочки взаимодействия между хлебозаводами и поставщиками муки выверены рыночными механизмами, и их искусственное разрушение чревато дестабилизацией в хлебной отрасли республики с возможными негативными социальными последствиями.
Ижевские берут свое Самый главный вопрос: сможет ли государственное вмешательство в хлебный бизнес гарантировать твердые цены на хлеб? Нет. Дело в том, что мука в себестоимости буханки хлеба составляет 80 процентов, а ее цена зависит от ситуации на рынке зерна, которым республика сама себя не обеспечивает. В Удмуртии выращивается продовольственная пшеница, но ее количество незначительно, а качество низкое. Несмотря на это, ООО 'Удмуртмельпром' - вторая после СКХП мельница в республике - заключило договоры с рядом хозяйств южных районов Удмуртии на поставку зерна местного производства. Это стало возможным благодаря установившемуся сотрудничеству 'Удмуртмельпрома' с хлебозаводами ?1, 2 и 5, которые готовы использовать муку, произведенную из удмурт-ской пшеницы. Таким образом, местные производители пшеницы будут обеспечены заказами. Кроме того, по словам директора 'Удмуртмельпрома' Александра Станкевича, его предприятие намерено принимать от сельхозпроизводителей республики фуражное зерно и обменивать его на продовольственную пшеницу из других регионов России, тем самым способствуя предупреждению возможного дефицита продовольственного зерна и муки в Удмуртии в следующем году. Таким образом, можно констатировать, что тот самый хлебный холдинг, административные попытки создания которого ни к чему не привели, становится сегодня реальностью, благодаря нормальным рыночным процессам. Самое важное, что выстраивающаяся система взаимоотношений в хлебной отрасли республики включает в себя базовое звено любого агропроизводства - село. Если же идея 'административного' варианта хлебного холдинга будет реанимирована, пострадают и мукомолы, и хлебопеки. Ухудшится качество хлеба, так как на муке одного производителя по технологическим причинам сегодня не работает ни один хлебозавод. Наконец, монополизация хлебного рынка создаст угрозу продовольственной безопасности региона: стоит только головному предприятию холдинга дать пробуксовку вследствие технических причин, как хлебопекарные предприятия останутся без сырья, а потребители - без хлеба. К счастью, никаких объективных причин для административных инициатив по регулированию хлебного рынка сегодня нет, так как завоз муки из-за пределов республики в 2003 году сократился естественным образом - за счет снижения затрат производства и отлаженных связей с местными производителями зерна. Так, ООО 'Удмуртзернопродукт', обеспечивающее сырьем ижевские хлебозаводы, за 7 месяцев прошлого года завезло 3 тысячи тонн муки, а за аналогичный период текущего года - всего 100 тонн. Благодаря сотрудничеству с этим предприятием увеличилась и реализация муки 'Удмуртмельпромом' - с 6,5 до 9,5 тысячи тонн. Поэтому говорить о том, что хлебозаводы Ижевска не поддерживают местного производителя, просто бессмысленно.
Хлеб и политика
Воздержание республиканского правительства от попыток волевым решением определять головного поставщика муки выглядит разумным. Во-первых, навязывание подобного рода 'сотрудничества' с СКХП уже имело место неоднократно и ничем не закончилось. Во-вторых, всем памятен 'хлебный скандал' 2000-го года, начавшийся с того, что вице-премьер Сергей Чикуров своим постановлением фактически обязал хлебозаводы закупать муку в Сарапуле по завышенной цене. Кульминацией скандала стала телепередача 'Человек и закон', в которой Чикуров был обвинен в махинациях с зерном, а в прессе появились сообщения, что часть 'отката' от этой операции пошла на финансирование избирательной кампании одного из кандидатов в президенты Удмуртии. В случае, если сегодня ситуация повторится, оппоненты действующей власти вполне могут связать повышенный интерес правительства республики к хлебному рынку с предстоящими выборами Президента УР. P.S. К счастью для хлебопеков и мукомолов, правительство это понимает. В нашем распоряжении есть письмо за подписью вице-премьера Сергея Касихина, в котором он отказывает местным мельзаводам в возможности введения ограничений на ввоз муки в республику, предлагая завоевывать потребителя рыночными методами.