фото Отъезд Для первокурсников четырехнедельная археологическая практика - обязательный пункт учебного плана. А для 'дедов'-старшекурсников (в их числе - автор этих заметок) подготовка началась задолго до отъезда. В последних числах июня на потрепанном 'пазике' мы отправились устанавливать лагерь. Дорога от Ижевска до Зуевых Ключей занимает чуть больше двух часов. Едва мы успели установить первые палатки, как разразилась настоящая летняя гроза. Кто знает южную оконечность Удмуртии, представляет себе, как прихотлив и изрезан здесь рельеф местности. Это одно из самых живописных мест в республике со своим особенным микроклиматом, фауной. С высоких отрогов левого берега реки открываются невероятной красоты камские дали. А если встать на вершину горы Кереметь с одиноким вязом на макушке, то вам откроется роскошный вид на Каму. Слева - Башкирия, справа - Татарстан. Старожилы этих мест верят легенде, которая гласит, что эта гора священная, тут захоронены древние вожди. Лагерь наш расположился на площадке Зуевоключевского I городища (такие обозначения приняты в картографии местных археологов). Сама площадь памятника 30 тысяч кв. м. Наш палаточный городок расположился на мысу, образованном двумя сходящимися глубокими оврагами, - древние предки удмуртов знали толк в фортификации. Как определили геологи, возраст этой террасы около 240 тысяч лет. С одной ее стороны течет ручей Гремячий (он снабжал водой и нас), а с другой - берег Камы и еще один источник, Святой ключ, вода в котором бьет из-под земли. Позади мыса, с западной стороны лагеря, - древний вал, который был насыпан на рубеже V-IV вв. до н. э. Эту площадку разделяет проселочная дорога, ведущая к ручьям. Она отделяет палатки от туалетов и кухни. До приезда первокурсников мы сколотили столы, лавки, соорудили навес над очагом. Так началась наша бивачная жизнь.
Первый курс Надо сказать, что традиция многолетних археологических экспедиций установила трехчастную структуру 'поселения'. На вершине - шеф (руководителем экспедиции в этом году была Елизавета Михайловна Черных, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии). Ниже идет 'младшее начальство', или как их здесь называют - 'сахемы' (вождь в переводе с языка каких-то североамериканских индейцев). 'Сахем' возглавляет работу на раскопе. Еще ниже - рабочая сила, 'перваки', 'негры', 'народ' (все прозвища шуточные, нравы в лагере ничем не напоминают нашу армию). Нынешние 'перваки' показались 'сахемам' более изнеженными благами городской цивилизации, чем прежде. И конечно, в большинстве своем это были стройные девушки. Для примера: на четвертый день пребывания одна из них в отчаянии воскликнула: 'Хочу домой, опуститься в прохладную ванну с пеной и включить музыку!' Даже 'княгиня' Елизавета заметила, что раньше студенты первым делом искали, где достать брагу, теперь ищут что-нибудь вкусненькое.
фото Поле В этом году работы производились на двух раскопах, по обе стороны от дороги, неподалеку от вала. Раскопы NN 26 и 27 занимали общую площадь 500 кв. м. Участки были разделены на квадраты 3х3 м. Первокурсники под руководством 'сахемов' осторожно углублялись вниз на 5 сантиметров. После достижения каждого горизонта (20, 25, 30 см и т.д.) проводилась зачистка (не путать с Чечней!). Для этого необходимо ювелирными по точности срезами лопаты (!) убрать слой почвы, не оставив в раскопе лишней земли. Это позволяет разглядеть на поверхности земли очертания древних сооружений, ям, очагов. Распорядок дня, устоявшийся за годы раскопок, не меняется. По-прежнему подъем в 7:00. Через час (в течение которого все успевали умыться и позавтракать) - будничный призыв одного из 'сахемов' - 'Народ, на раскоп!'. Работа длилась до полудня с 10-минутными перерывами каждый час. После обеда и полуденного отдыха часам к четырем мы снова шли на раскопы и оставались там часов до семи вечера. Конечно, делались поправки на погоду. Когда установилась июльская жара, приходилось вставать в 6 утра, чтобы меньше работать под палящим солнцем. После обеда население палаточного городка предоставлено само себе. Зной разгоняет всех в поисках прохлады: кто идет купаться на Каму (километр вниз), кто предпочитает поваляться под сенью деревьев. Отсутствие закалки у горожан уже в ходе первой недели привело к повальным простудам и солнечным ожогам. Отсюда заповедь опытных археологических 'волков': в первые дни работать только одетыми. А вот и она, экспедиционная романтика: песни под гитару и долгие беседы у костра. Другие предпочитают волейбол. Третьи собираются на пикник, запасшись пивом, снедью и средством от комаров. Далеко они не пойдут, но им главное - уединение.
Соседи 'Глушью' эти края можно назвать только весьма относительно. Неподалеку от нас была ферма, где работали колхозники. Приличное стадо, состоящее из коров, коз, овец и свиней, часто не спеша проходило мимо нас. По словам самих колхозников, продукцию с фермы они сдают государству. Живут не шибко богато. Каждый вечер к нам приходил мужик с ведрами на коромысле, забирал остатки недоеденной пищи. Сама ферма служит еще перевалочным пунктом для паломников на Святой ключ. Среди посетителей палаточного городка нашелся даже один 'кладоискатель': он на полном серъёзе предложил Елизавете Михайловне помощь в... кладоискательстве. Но доцент и кандидат наук, она скептически отнеслась к его предложениям. Зуевы Ключи пользуются известной славой среди паломников. В иные дни мимо нас проезжало до полутора десятка автомобилей не только из Удмуртии, но из Татарстана, Пермской области. На границе раскопа даже пришлось повесить 'кирпич', чтобы оградить себя от праздного любопытства. Пару раз приезжали нефтяники и спускались к ручью. В 1985 году, на заре перестройки, почти в центре городища была пробурена скважина, что, по мнению историков, нанесло непоправимый ущерб памятнику. Скважину тогда законсервировали, и пока она мирно 'спит', готовая в любой момент выдать на-гора 'черное золото'. А тогда, в 85-м, нефтяники невольно нарушили стратиграфию (очередность культурных слоев) в грунте, и нефть самоходом стала изливаться, образовав на поверхности невысыхающие лужи.
Некоторые итоги 'Княгиня' Елизавета считает, что итоги подводить пока рано. Весь материал, добытый экспедицией, нужно обработать, пропустить через свои руки, сравнить с предыдущим. Все это будет сделано только к весне будущего года, когда Елизавета Михайловна напишет отчет о проделанной работе. Но некоторые выводы уже видны. Во время прощального ужина накануне отъезда Елизавета Михайловна сказала, что по части находок это был один из самых удачных сезонов за семь лет раскопок. Находки типичны для раннего железного века: обломки керамических сосудов, бронзовые наконечники стрел, ножи, кости животных. Но есть у археологов свой 'закон подлости': самые важные, а порой и сенсационные находки случаются в последний день. Так случилось и с нами. 20 июля по лагерю разнесся ликующий вопль - нашли орнаментированный костяной гребень, а чуть позже уникальную костяную лопатку с рукояткой в форме головы медведя. По словам Е.М.Черных, такие находки прежде не были известны не только на этом памятнике, но и на всем протяжении удмуртского течения Камы.
...Возвращаться в Ижевск не хотелось. Вдохновляет, правда, то, что за последние 10 лет изучена только 1/5 часть этого славного городища. Аккуратно укрыв раскопы вынутой из них же землей, мы вбили по краям колышки, чтобы на будущий год вернуться и продолжить копать.
фото СПРАВКА 'Д' Зуевоключевское I городище - один из памятников историко-культурного наследия в Каракулинском районе на пограничье с Татарстаном. Открыт в 1898 году русским археологом А. Спицыным. Этот археологический комплекс, выделенный в охранную зону 'Зуевы Ключи', включает в себя, помимо этого, еще около двух десятков археологических памятников - городища, поселения, селища, могильники, стоянки и т.д. Систематические раскопки начались с 1970 года под руководством заведующей кафедрой археологии, профессора Риммы Дмитриевны Голдиной. Площадка городища непрерывно использовалась людьми, начиная от эпохи бронзы (XIV век до н.э.) и до V века н.э. включительно.