фото Собранная в одном месте ижевская скульптура может произвести, наверное, лишь весьма мрачное, если вообще не страшноватое, впечатление. В большинстве своем это официальные изваяния официальных фигур советской эпохи, чья монументальная 'сверхчеловечность' не может не угнетать. Там же, где скульпторы изображали не конкретных героев и вождей, а некие обобщенные образы - будь то Солдат со знаменем у Вечного огня или автоматчик, поднимающийся в атаку у Первомайской администрации на Пушкинской, - главной идеей, как правило, становилась тема жертвенности, а значит, и смерти. Если еще учесть, что почти все статуи выполнены в стиле железобетонного соцреализма или - что не лучше - позднесоветского официального 'авангарда', то становится ясно, что с точки зрения скульптуры Ижевск - не самое привлекательное место на земле.
Писатели и вожди По большому счету все скульптурные памятники Ижевска можно было бы разделить на две основные группы. Первая из них - это, так сказать, 'союз писателей'. Кроме Пушкина, в него входят два памятника Горькому, скульптуры Н.В. Гоголя и И.А. Крылова у школы-интерната номер 2, бюст заступника удмуртов В.Г. Короленко рядом с Русским театром его же имени, а также мемориальные доски удмуртских писателей и поэтов. Вторую группу составляют 'памятники-коммунисты', которые вполне могли бы составить целую 'парторганизацию памятников г. Ижевска'. Эта группа более многочисленна. Из трех десятков памятников, которые стоят на учете в республиканском Управлении по охране памятников, к ней можно отнести подавляющее большинство. Это и бюст председателя ревкома Вятского автономного округа Иосифа Наговицына. Это и жертва эсеровского мятежа Иван Пастухов, что в одном своем изваянии показывает ныне рукой в направлении популярной 'Блинки', а в другом - никуда не показывает, потому что бюст. И маленький 'железный Феликс', к которому когда-то пионеры школы номер 84 обязаны были в ноябрьские праздники возлагать цветы и который, наверное, из-за того, что выполнен лишь в натуральную величину, вызывает чувство невольной жалости. К явным коммунистам можно отнести также памятник легендарному разведчику Рихарду Зорге и бюст не менее легендарного летчика Евгения Кунгурцева, дважды героя Советского Союза. Правда, вот большевик Киров сегодня в Ижевске остался в одной лишь своей скульптурной версии - в парке Кирова, а тот, что стоял напротив к/т 'Дружба', из-за плохого состояния отдан на консервацию и хранится теперь в ящике в муниципальном предприятии 'Ритуал'. В тот же ящик 'сыграл' и стоявший на привокзальной площади красный комдив Азин, у которого, как уже писал 'Д', недавно отвалилась голова. Зато остался его же бюст у 65-й школы. (Соседство с назидательной скульптурой - вообще характерная особенность ижевских школ). Но, конечно, самую большую 'фракцию' в парторганизации ижевских памятников составляет 'коллекция' бюстов и статуй Ленина, лучшая из которых (и по рабочему материалу, и по уровню исполнения) волею судеб и архитектурного начальства низведена сегодня до уровня просителя у парадного подъезда Национального банка. Не стоит также забывать о бюстах З. Космодемьянской, Т. Барамзиной и Ф. Пушиной, что могли бы составить своего рода 'комсомольскую ячейку' среди памятников. На фоне этой коммунистической компании бюст основателя Ижевского оружейного завода Андрея Дерябина, установленный еще в 1907 году, выглядит почти диссидентом. Очень странно смотрится и самый новый в Ижевске (до установки университетского Пушкина) памятник, посвященный жертвам радиационных катастроф, который открыли в сентябре прошлого года. Деформированная черная человеческая фигура с дырой в туловище выглядит почти злой карикатурой и была бы, скорее, более уместна на какой-нибудь выставке авангардного искусства, а не там, куда люди могут прийти со своей скорбью и болью.
Парковая скульптура Более 'демократическую' и, я бы даже сказал, человечную группу скульптурных изваяний нашего города представляет собой парковая скульптура. Но наследие социалистического классицизма в Летнем саду в виде изваяний гусей, пионеров и юных полуобнаженных матерей с младенцами - сегодня стремительно разрушается. Мягкий материал (бетон) не выдерживает натиска времени и актов вандализма. А в прошлом году и с ворот Парка им. Кирова исчез юноша-копьеносец, оставив в негордом одиночестве девушку с веслом. К сожалению, остатки этой достаточно стильной парковой скульптуры, отражающей эстетические приоритеты своей эпохи, у нас сегодня никак не реставрируются и даже пока не попали в поле зрения Управления по охране памятников при Министерстве культуры УР. С наивной эротикой 'сталинского ампира' в Ижевске вступают в диалог не менее эротические плоды российского семинара по городской скульптуре, проведенного в начале 90-х. Среди вполне авангардных изваяний, которые после семинара так и остались стоять у бывшего Дворца пионеров (ныне Дворец творчества юных), преобладают женские ню, ставшие свое рода символом докатившейся тогда до Ижевска сексуальной революции. Однако самым 'человечным' существом среди ижевских истуканов, как это ни парадоксально, является всеми любимый Лось на 7-м километре Бодьинского тракта. А все потому, что эта скульптура, которая выделяется разве что своими размерами, обрела свою легенду, свой миф: сохатого задабривают новобрачные, бросая ему на рога цветы и венки, - с целью предотвратить угрозу наставления рогов супругу. С такой близкой населению смысловой нагрузкой не может поспорить даже статуя юноши у одного из корпусов 'механа' (ИжГТУ), получившая негласный статус 'вечного студента', или монумент Дружбы народов, который в сознании ижевчан превратился в 'лыжи Гали Кулаковой'.
Пушкинский разговор Городское пространство по природе своей диалогично и многозначно. Новый рекламный щит, оказавшись рядом с какой-нибудь магазинной вывеской или обычным мусорным баком, способен ненарочно создать такую сшибку смыслов, что содержательный эффект от нее может оказаться равен подслушанному разговору ангелов. Городская скульптура - не исключение. Памятники говорят с нами - и лучше, если разговор этот не будет сводиться к одной-единственной фразе или отчеканенному навечно лозунгу. Может, когда-нибудь рядом с памятником Ленину у Национальной библиотеки займет позицию изваяние палэсмурта ('половинного человека'), на брегу Карлутки поставят легендарного ижевского крокодила, замеченного когда-то в этой речке, а на Центральной площади появится памятник Петру Ильичу Чайковскому с автоматом Калашникова в руках, символизируя собой органичное соединение двух главных удмуртских брендов. Что касается нынешнего 'новичка' - памятника Пушкину - то с ним все в порядке. Александр Сергеевич многозначен уже по самой своей сути: он тебе и 'невольник чести', и 'таинственный певец', и 'сукин сын' - сам признавался.