фото При сравнении удмуртских итогов выборов 2000 года (явка 50,3%, за Волкова - 37,8% от числа проголосовавших) с последними мордовскими результатами (явка 83,2%, за Меркушкина - 87,9%) данное заявление президента Удмуртии могло показаться слишком уж смелым. Не случайно, наверное, на этой оговорке Волкова не стали акцентировать внимание республиканские СМИ. Но кажущееся 'легкомыслие' первого лица республики превращается в отголосок вполне реального плана, если отпущенное законом время выборов президента Удмуртии (октябрь 2004 г.) будет смещено на время более популярных в народе выборов президента России. Разница составит всего полгода в сторону сокращения срока полномочий первого президента Удмуртии, что допускается федеральным законодательством. То, что Александр Волков собирается баллотироваться на второй срок, было впервые публично озвучено на его пресс-конференции 14 октября прошлого года. 'Если мы эту программу реализуем, то кого же выбирать, как не меня', - заявил Волков журналистам и пообещал дать правительству задание написать концепцию программы развития для его следующего президентства. Однако простое ожидание конца четырехлетнего срока после таких заявлений дает время созреть планам противников, ограничивая при этом его собственную инициативу стандартным набором политических средств. Другое дело, взять и разом лишить своих недоброжелателей нескольких месяцев, объявив о сокращении срока полномочий ради желания пойти на выборы 'вместе с Путиным'. Официальные объяснения такому шагу легко спрогнозировать: экономия средств республиканского бюджета и солидарность с политикой президента России. Кроме того, есть еще один эмоциональный момент - инициативы политиков по сокращению их пребывания у власти всегда находят понимание у народа. Волкова даже может попросить об этом общественность. А он возьмет и согласится. Главный плюс варианта досрочного переизбрания в прогнозируемости событий - продажа республиканского пакета акций ОАО 'Белкамнефть' (по слухам за 1 млрд руб.) обеспечит исполнение бюджета Удмуртии в 2003 году в определенном законом объеме. Кроме того, до выборов депутатов Госдумы и Президента РФ федеральное правительство вряд ли будет отказывать Удмуртии в просьбах выделить очередную бюджетную ссуду, значит, социальная ситуация в республике к весне не должна обостриться. Достаточно и политических резонов. От федеральных: администрация Путина перед выборами не станет затевать эксперименты со сменой региональных элит; в нынешнем составе Правительства РФ есть фигуры, готовые, по крайней мере, посетить Удмуртию с официальным визитом. До местных: полтора года - достаточный срок, чтобы в республиканских верхах могло сложиться хотя бы некое подобие оппозиции, за несколько месяцев этого добиться будет гораздо сложнее. Очевидно и другое - совмещение выборов президента Удмуртии с 'путинскими' может позволить снизить риск получить реального конкурента, поскольку на этот период Кремль наверняка наложит негласную установку - 'не разжигать страсти'. А все крупные имиджмейкерские конторы, занимающиеся 'черным пиаром', будут привлечены на 'большие выборы'. В результате бюджет выборной кампании Волкова должен значительно подешеветь, что немаловажно, учитывая произошедшие за три последних года перемены, - тех денег, которые были вложены в первое избрание, уже не собрать. Зато в таком случае появляется шанс пройти выборы без потерь крупных 'кусков' республиканской собственности. Это очень важно. Но не столько с точки зрения экономических интересов Удмуртии. Собственность все равно продадут, она потребуется позже - когда встанет вопрос о передаче власти 'преемнику'. Здесь появляется еще один скрытый аргумент в пользу досрочных выборов президента Удмуртии. Тот, на кого ляжет обязанность застраховать семью первого президента от возможных негативных последствий после его ухода от власти, должен пройти рядом с Александром Волковым всю предстоящую выборную кампанию. По двум причинам: чтобы помочь дополнить старый электорат Волкова новой составляющей и засесть в памяти в качестве политика президентского уровня. Проблема в том, что стоящий вторым в республиканской иерархии власти премьер Юрий Питкевич не совсем подходит на эту роль. По нескольким позициям. Во-первых, потому что сам вряд ли хочет быть вторым президентом Удмуртии. Во-вторых, нет гарантии, что против этого не выступят 'кураторы' из Кремля, косо посматривающие на старую дружбу премьера и президента. В-третьих, победа на выборах при высокой явке (которую сделает Путин) должна быть обеспечена не только отсутствием конкурентов, но и голосами молодежи, имеющей весьма смутные представления о том, чем были заполнены десять лет нахождения Александра Волкова у руля республиканской власти. Последний аргумент говорит в пользу того, что Волкову очень скоро может потребоваться 'второе лицо' с перспективой на президентство с датой рождения в конце 50-х - начале 60-х годов. То есть более молодой и адаптированный к 'новому избирателю', чем те, кто занимает сегодня почти все статусные позиции в удмуртской политике. Однако вес нынешнего премьера Юрия Питкевича в политической иерархии Удмуртии слишком велик, чтобы просто так взять и заменить его на кого-то другого. Не говоря уж о том, насколько серьезно это может сказаться на стабильности политических позиций самого Волкова. Но если решение об уходе будет принято, то, чтобы все прошло гладко, Юрий Питкевич должен уйти с повышением, а выше Волкова в Удмуртии идти некуда. Остается Москва. Значит - Госдума. Как вариант - Совет Федерации. Останется подождать, когда будет назначена официальная дата выборов президента России. Между тем, если гипотетический план с досрочными президентскими выборами подчинен плану передачи политической власти в приемлемые для Александра Волкова руки, то в случае его избрания на второй срок самым актуальным вопросом в политике станет вопрос о технологии его досрочной отставки. По инициативе самого Волкова. Причина такой спешки проста - административный ресурс, который он должен передать 'преемнику' будет иметь силу в течение не всего срока президентских полномочий, а максимум двух лет. Потом, учитывая, что третий раз Волков президентом уже стать не сможет, административный ресурс начнет раскалываться 'по интересам'. И если уж брать с запасом, то объявлять народу о своем решении добровольно уйти в отставку президенту лучше к концу первого года своих полномочий (т.е. к концу декабря 2004 года). К этому моменту управляемость административной машины будет максимальной. Нельзя, конечно, исключить и отсрочку решения вопроса на самый дальний срок. Но кто сможет сейчас сказать, какая обстановка сложится в Удмуртии к 2008 году? Не факт и то, что удастся реализовать изложенный выше вариант с досрочными выборами и передачей полномочий 'преемнику'. Альтернатив немного, но они есть, и для простоты их можно сгруппировать еще в два варианта с условными названиями: 'человек олигархов' и 'кризисный управляющий'. По ситуации на сегодня две крупные группы, обладающие весом в экономике республики, могут иметь претензии к Волкову. Причем по чисто субъективным причинам - их влияние на политику сегодня сведено к минимуму. В лицах это выглядит так: управляющий 'Удмуртнефти' Евгений Богомольный и бывший мэр и бывший сенатор Анатолий Салтыков, с одной стороны, и генеральный директор 'Ижмаша' Владимир Гродецкий и министр внутренних дел Николай Арзамасцев - с другой. За первой парой - 'Альфа-групп', за второй - СОК. Есть, правда, еще мэрия Ижевска, но никакой самостоятельной политической группы из 'команды Балакина', скорее всего, не получится, потому что административные ресурсы столицы республики легче разобрать по районам и по 'прикормленным' избирательным округам. Общую стратегию перечисленных групп можно определить одним словом: пережить. А потом взять все, что осталось от политического наследства Волкова в свои руки. Без боя. Или отделаться легкой 'перестрелкой' с 'преемником', которого они вряд ли считают сильным противником. Тем более что против 'преемника' может быть выставлен раскрученный на федеральном политическом уровне 'варяг', договорившийся обо всем с 'Альфой' или СОКом. Единственное, что может напрячь сторонников 'олигархического' сценария, - угроза ломки их планов, если события начнут развиваться по третьему варианту - 'кризисный управляющий'. Объективных причин для этого достаточно, если отбросить политический пиар про 'развитие', то остаются: потеря прибыльности республиканской экономики и очень быстрое нарастание государственного долга бюджета Удмуртии. Функция кризисного управляющего в принципе может достаться кому угодно, но в общественном мнении республики эта роль все еще продолжает отводиться бывшему премьеру, а ныне руководителю одного из филиалов группы предприятий 'ЕвроХима' Николаю Ганзе. Учитывая его мобильность в передвижении по стране, угроза возвращения Ганзы для наведения порядка способна серьезно взволновать целый ряд видных фигур в местной административной и экономической элите. Чтобы застраховать себя от такого развития событий, этим группам, скорее всего, придется пойти на организацию серии провокаций. Например, в отношении Николая Ганзы может быть применено втягивание его в участие в ближайших выборах в Госдуму РФ или досрочных выборах президента Удмуртии. При этом Ганзе могут легко пообещать поддержку. А потом 'кинуть', как это уже было в 2000 году во время первых президентских выборов. В результате Александр Волков будет обескровлен тяжелой борьбой, а Николай Ганза, оставшись без ресурсов, вынужден будет проиграть во второй раз и постарается после этого навсегда забыть об Удмуртии как о регионе, где его столько раз подставили. И тогда судьбу республики, никуда не спеша, определят те, кто спровоцирует это столкновение. Но только в том случае, если предстоящие провокации достигнут цели. Пока же у республики еще достаточно самых разных вариантов политического будущего.
АНОНС
Кто может возглавить правительство Удмуртии в случае переизбрания президента Волкова на второй срок. Читайте в следующих выпусках