фотоКогда он пришел на эту землю - его никто не ожидал... Десять лет назад Александр Волков не имел своей команды в сегодняшнем понимании этого слова. Будучи в самом начале 90-х годов второстепенной аппаратной фигурой, он еще не мог позволить себе подобной роскоши. В числе прочих факторов это, вероятно, было одним из решающих мотивов при поддержке его кандидатуры на пост главы правительства. Однако на следующей сессии парламентарии дали понять молодому премьеру, что не намерены соглашаться с ним по всем кадровым вопросам. Уже 13 июля 1993 года Верховный Совет не утвердил предложенных им кандидатов на должности зампреда правительства по строительству и коммунальному хозяйству (Ю. Питкевича), руководителя аппарата Совмина (В. Дранкова) и министра сельского хозяйства (М. Матушкина). Впрочем, Александр Волков уже на следующий день смог проявить настойчивость и добиться повторного и положительного голосования по кандидатуре Питкевича. Большинство министров правительства Миронова в 1993 году сохранили свои посты. В нем, правда, не нашлось места Виталию Соловьеву, а через год Совмин покинул и еще один политический тяжеловес Равиль Каримов. В последнем случае возможный аппаратный соперник был устранен изящно и безболезненно - он возглавил Национальный банк Удмуртии и в отличие от Соловьева уже никогда публично не оппонировал. Кандидатурам, отвергнутым депутатами, была найдена быстрая замена. В правительство были рекрутированы представители районов Владимир Агашин, Михаил Кошкин, Михаил Григорьев. Уже в 1993 году Волков при формировании своей команды применил метод, ставший для него в дальнейшем традиционным. Суть его заключается в том, что на высокую государственную должность приглашается человек, для которого это является резким карьерным скачком. Он может быть выходцем из района, представителем какого-либо предприятия, вуза или коммерческой структуры. Главное, чтобы он понимал, что своим назначением и дальнейшим благополучием обязан исключительно Александру Александровичу. Профпригодность нового чиновника при этом является делом третьестепенным. На первое место ставятся личная преданность и специфические организаторские способности - умение красиво отчитаться и мобилизовать административный ресурс под очередные выборы. В подконтрольных сегментах государственной власти Волков с самого начала взял курс на полное и безусловное доминирование. Основной успех его на первом этапе пребывания на вершине республиканской власти заключался в том, что большинство республиканских чиновников увидели в нем гаранта стабильности своего положения. И дело здесь не только в том, что он всегда уделял и уделяет значительное внимание материальному стимулированию своих подчиненных, - расходы на государственное управление неизменно растут. Александр Волков приобрел своеобразную аппаратную харизму. Те, кто стал ориентироваться на него, уже с 1994 года знали, что он не отступит от намеченной цели - стать первым, и понимали, что ему понадобятся и четвертые, и пятые, и шестые.
1995 и другие годы Мастерство кулуарных кадровых компромиссов Александр Волков в полной мере проявил весной 1995 года, когда на карту было поставлено его политическое будущее. Широкий спектр вакантных должностей был использован для соблазна многих неокрепших депутатских душ. В связи с чрезвычайностью ситуации и ограниченностью ресурсов некоторых из них впоследствии пришлось даже 'кинуть', чего в большинстве случаев Волков старается не допускать. В чем в чем, а в пренебрежении преданными кадрами Александра Александровича не упрекнешь. Здесь особенно показательна судьба лояльных коммунистов из Госсовета первого созыва. Практически все они после провала на очередных выборах были пристроены на непыльные должности в госаппарат. Вот что было написано о подобной практике в одной из научных статей по итогам выборов президента Удмуртии 2000 года: '...одним из инструментов для консолидации значительной части региональной политической элиты стала кадровая политика председателя Государственного Совета. А. Волков сумел восстановить после 'большого взрыва' 1990 г. нечто вроде правил номенклатурного перемещения кадров. Политик, участвовавший в избирательной кампании, например в Госсовет, в лагере А. Волкова, но не прошедший в региональную легислатуру, определялся на какую-нибудь престижную и хорошо оплачиваемую должность вплоть до бизнес-структур или промышленных предприятий. Был создан своеобразный кадровый резерв...'. Обратной стороной таких гарантий является безусловное требование личной лояльности. В одной из характеристик Волкова как политика было отмечено, что он 'не прощает то, что считает предательством'. Такая формулировка наиболее достоверно объясняет проблемы, появившиеся в свое время у Владимира Гусева, Павла Вершинина, Юрия Шестакова, Сергея Чикурова, Любови Захаровой. Впрочем, как показывает пример Михаила Кокорина и Николая Сычева, он всегда готов предоставить бывшим оппонентам возможность интеграции в созданную им систему. Волков тщательно подбирал и лелеял те политические силы и экономические структуры, на поддержку которых рассчитывал. Те, в свою очередь, со второй половины 90-х годов стремились сохранить прогнозируемость ситуации и не видели для себя другого лидера. 'Группа Волкова' состоит из людей, последовательно поддерживавших его политику в течение многих лет. Показательно и то, что в Удмуртии никогда не было конфликтов между республиканскими властями и представительствами федеральных структур. Всех 'варягов' изначально окружали такой заботой и вниманием, что они мгновенно начинали понимать самобытность республиканских законов и обычаев и видеть недостатки позиции центральных властей. И на примере судьбы бывшего главы МВД Удмуртии Владимира Щербакова или нынешнего прокурора республики Владимира Зыкина можно писать учебные пособия для начинающих губернаторов на тему: 'Как обустроить федерального чиновника'.
Проверено, мест нет Сегодня можно смело утверждать, что ни одно серьезное кадровое назначение в Удмуртии невозможно без одобрения или хотя бы консультации с Александром Волковым. Серьезно обновился директорский корпус. Он потерял былое политическое влияние и сегодня уже не может выдвинуть Волкову в качестве условия поддержки какую-нибудь неожиданную и сильную фигуру, как это было в 1999 году с Николаем Ганзой. Реальные сильные и оппозиционные фигуры либо выдавлены из республики, либо, как Павел Вершинин, лишены формального статуса. Большинство его оппонентов десятилетней давности стали политическим прошлым республики. Везде расставлены надежные проверенные кадры. Часть из них входили еще в состав первого правительства Волкова. Однако кажущаяся стабильность выглядит обманчивой. Она требует постоянной подпитки, а уже сейчас ощущается нехватка способов поощрения нужных людей. Теплых мест на всех не хватает, что заставляет Александра Волкова проявлять изобретательность. Например, внезапно появился институт внештатных советников президента Удмуртии. Лица, удостоенные этого почетного, но бутафорского звания внесли весомый вклад в избрание Александра Александровича в 2000 году, но при последующей раздаче слонов на них материальных ресурсов не хватило. Формы поощрения нужных людей иногда принимают комичные формы. В 2001 году глава республиканского представительства 'Рос-оборонэкспорта' Владимир Жеребцов был назначен советником президента Удмуртии по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Зачем Александру Александровичу советы в этой области, так и осталось загадкой. В том же 2001 году указом президента республики звание 'Заслуженный работник культуры УР' было присвоено... некоему москвичу, начальнику административно-финансового управления Дирекции Совета СНГ по ж/д транспорту... К десятилетнему юбилею своего хождения во власть Александр Волков столкнулся с парадоксальной проблемой. Число присягнувших удмуртской государственности и просто почти бескорыстно преданных ей людей все увеличивается, а материально поощрить их нечем. Не осталось ни свободных мест, ни неосвоенных территорий. В силу невысокого качества делегировать в федеральные структуры республиканские кадры не получается. Найти им применение в Удмуртии с каждым годом все труднее. Подводя кадровый итог минувшему десятилетию, можно отметить, что за это время видимый спектр республиканской политической и экономической элиты заметно измельчал. Остается надеяться, что новые и яркие фигуры будущего республики не вчера закончили школу.